Sinkabout Наводим на мысли

«Яндекс.Такси». Что скрывает низкая стоимость?

«Яндекс.Такси» изменил сферу услуг по оказанию перевозок до неузнаваемости. Теперь из точки А в точку Б можно попасть за два клика, такси стало доступнее общественного транспорта и перестало быть роскошью, опустошающей кошелек. Но на какие жертвы пришлось пойти агрегатору, чтобы предоставить выгодные условия своим пассажирам? Выясняем, почему цель не оправдывает средства.

Когда речь заходит о «Яндекс.Такси», желающих рассказать свою историю о неудачной поездке хватает. Многие из них жалуются на плохое обслуживание, несоблюдение определенных стандартов при оказании услуги, списание большей суммы от заявленной стоимости. Как правило, такие ситуации удается разрешить сообщением в службу поддержки. Деньги возвращают, извинения приносят, промокод на следующую поездку дарят. Но бывает, что извинения получены, а осадок остается. Собрали несколько историй.

Не вернули забытый паспорт

Екатерина Попова, студентка:
«В одной из поездок в такси я обронила паспорт. К счастью, мне очень скоро пришло сообщение от водителя, что документ у него. Но на следующий день, когда мы встретились, таксист отказался мне возвращать паспорт, пока я не заплачу ему пять тысяч. Я была в шоке, таких денег с собой, конечно, не было. Он сказал, что потратился на бензин, чтобы приехать, и теперь теряет время и клиентов. Угрожал, что выбросит где-нибудь паспорт, раз я не могу заплатить. Я решила не рисковать и отдать пару тысяч, которые были с собой. Он был очень недоволен, но документ все же отдал. Я еще долго не могла прийти в себя. После этого я связалась с «Яндекс.Такси» Мне объяснили, что «Яндекс» не имеет своих собственных таксистов и не несет ответственности за них. Мне дали контакты таксопарка, в котором работал этот водитель, там меня заверили, что они обязательно разберутся и перезвонят в течение получаса. Мне никто не перезвонил, трубку тоже не поднимали».
Фото: pixabay

Грубое поведение водителя

Олег Курский, музыкант:

«Мы заказывали с друзьями такси, чтобы добраться из центра Петербурга на другую сторону Невы как раз во время свода мостов ночью. Времени было немного, надо было успеть проскочить. Когда мы сели в машину, водитель заявил, что не повезет нас и потребовал отменить заказ. Мы пытались разобраться, в чем причина, зачем он тогда принял заказ, и почему мы теперь должны его отменять. Но он изначально был достаточно агрессивен и общался на повышенных тонах. Начал кричать, чтобы мы вышли из машины. На улице дождь, через 10 минут опять разводят мосты. Я отменял заказ и попросил немного подождать, чтобы хоть найти новую машину. Но он только кричал, а по итогу выскочил из машины и силой вытащил моего друга и его девушку из машины. Я успел как-то быстро выйти сам, водитель уехал.В приложении я обратился в службу поддержки, на следующий день мне позвонили и принесли свои извинения, обещая разобраться в ситуации. Деньги за отмену, кстати, никто так и не вернул»

Машина не соответствовала описанию в приложении

Карина Расулова, студентка:
«Заказывала такси, чтобы добраться из аэропорта домой. В приложении высветилось, что приедет volkswagen polo. Почти сразу мне позвонил водитель и сообщил, что приедет ford mondeo. На мой вопрос, почему в приложении указано другое, он ответил: «машинку просто недавно поменяли». На моей памяти такое уже случалось, поэтому я осталась ждать машину. В начале поездки водитель попросил меня отменить заказ через приложение. И только тогда я заметила, что на телефоне водителя открыт не навигатор, а скриншот карты с моим маршрутом. Я испугалась, позвонила маме и во время разговора ненавязчиво сообщила ей информацию об автомобиле. Только после этого таксист ввел мой адрес в навигатор, и всю поездку я следила за дорогой. К счастью, мы доехали до дома, у него даже отыскался скриншот со стоимостью моей поездки. Как я поняла, это был обыкновенный мошенник, который пытался избежать уплаты комиссии «Яндекс». В службе поддержки на все мои объяснения о пережитом стрессе оператор извинилась за неподобающее поведение водителя и пообещала разобраться в ситуации. Деньги, конечно, мне никто не вернул».

Фото: pixabay

ДТП

В июне 2016 года Елена заказала такси через приложение «Яндекс.Такси». Водитель с самого начала вел себя странно. В районе Аптекарской набережной автомобиль врезался в дерево и фонарный столб. Пришла в себя Гращенкова уже в больнице, у нее было множество гематом и многооскольчатый перелом плеча. Без специальной операции она могла потерять возможность двигать рукой. На протяжении своего лечения Елена ожидала, что «Яндекс» принесет свои извинения и предложит компенсацию. Однако к ней пришел только представитель таксопарка «Лайк». На просьбу оплатить ее лечение внятного ответа не последовало. На операцию и реабилитацию у Гращенковой ушло более 600 тысяч рублей. По ОСАГО вернули только 72,5 тысячи. Также было заведено судебное дело на таксиста: по решению он обязывался выплатить 400 тысяч рублей. Но он так и не сумел погасить задолженность, так как сумму не покрывает даже его имущество. Тогда Елена подала иск на «Яндекс.Такси».

Елена Гращенкова, ивент-менеджер:
«В конце концов, я ехала на брендированном автомобиле «Яндекса», заказывала услугу у «Яндекса», как потребитель считала, что получаю услуги «Яндекса», и даже в электронном чеке у меня написано «Яндекс.Такси». Ни о каких таксопарках и партнерах меня не предупреждали. Даже сам таксист, как следует из допроса, считал, что работает на «Яндекс».
Суд частично удовлетворил иск, призвав «Яндекс» оплатить 300 тысяч рублей. Изначально Елена требовала 1 млн. долларов. И все же это первое и пока что единственное дело против «Яндекс.Такси», выигранное в суде.
Фото: vladtime.ru
Отчасти «Яндекс.Такси» участвует в решении конфликтных ситуаций, особенно, когда проблемы небольшие. Например, забытые вещи в машине: операторы связываются с водителями, таксопарком, предоставляют данные. Извиняются за какие-то ситуации, обещают разобраться и дарят промокоды, но серьезных рычагов воздействия на ситуацию у них нет.
Максим Васильев, представитель таксопарка:
Это работает и в отношении водителей. Например, таксист едет с пассажиром на какое-то длительное расстояние за приличные деньги, но на карте пассажира денег не оказывается в полном объеме. «Яндекс» за короткие поездки страхует водителя, то есть, если пассажир не смог расплатиться безналом, какие-то маленькие суммы компенсирует сам. Если это большая сумма, скажем, свыше 5 тысяч рублей, «Яндекс» лишь предлагает обращаться в суд, обещая предоставить персональные данные пассажира по запросу правоохранительных органов. Получается очень условная ответственность.
Максим Васильев считает, что основная проблема в том, что «Яндекс» дезинформирует своих потребителей, начиная со своего названия. В «ФЗ 69» указано, что такси – это организация, которая несет ответственность за перевозку пассажиров. Автомобили должны быть оборудованы шашками, плафонами, в том числе на каждый автомобиль должна быть лицензия. То есть такси рассматривается как классический таксопарк. При этом таксопарк – организация, которая занимается таксомоторными перевозками, у которой есть водители в штате, автомобили в собственности, которая обладает своими расценками. У «Яндекс.Такси» из всего перечисленного есть только расценки, которая они не имеют права устанавливать, ведь все осуществляется через партнеров. Это основная беда для таксистов. При том, что «Яндекс» не несет никакой ответственности за перевозку, он, пользуясь положением монополиста, установил свои расценки.
Из договора по оказанию услуг: «Яндекс.Такси» не несет ответственности за финансовые и любые другие операции, совершаемые Пользователем и партнерами, а также за любые последствия приобретения Пользователем услуг партнеров».
Фото: pixabay.com
Изначально «Яндекс» представлял собой своего рода доску рекламных объявлений. Пользователь мог зайти на сайт и узнать, какие расценки есть у компаний и какие автомобили находятся рядом. То есть «Яндекс» в полной мере являлся агрегатором. Этим он привлек большое количество клиентов к своему приложению, спрос породил предложение, и в какой-то момент таксопарков-партнеров было уже так много, что он смог диктовать свои условия. И установил собственные расценки на поездки. В то время «Яндекс.Такси» конкурировал с «Uber», велась демпинговая политика. В итоге классические таксопарки стали деградировать, потому что шел отток клиентов за счет снижения цены перевозки.
С 2015 года агрегаторы так понижали цены на поездки, что в 2017 году Москва, по данным Taxi Price Index, оказалась в тройке мировых мегаполисов с самой низкой стоимостью поездки, уступив лишь Каиру и Бангкоку.

По словам Максима Васильева, «Яндекс.Такси» никто не любит. И если с таксопарками все ясно – они теряют клиентов из-за слишком низких цен агрегатора, то почему его должны не любить сами пассажиры?

«Подключашки» - как стать водителем такси за 5 минут

Многие партнеры «Яндекса» – компании, не несущие какую-либо ответственность. Они могут не иметь собственного офиса и своих автомобилей.
Когда человек звонит и говорит, что хочет подключиться к «Яндекс.Такси», ему отвечают: «пожалуйста, высылайте документы по вотсапу». И через 5 минут он уже водитель «Яндекса». И эти 5 минут не обучение, а отсылка документов.
Фото: pixabay

С вас спросят права, свидетельство о регистрации автомобиля и даже не всегда потребуют паспорт. Отсюда и столько случаев, когда работать устраиваются по поддельным документам. После регистрации со стороны таксопарка водитель скачивает таксометр, получает код подтверждения и проходит две проверки: фотоконтроль водительского удостоверения и автомобиля. Благодаря такой системе трудовые мигранты легко устраиваются на работу. Они берут русского знакомого или своего соотечественника с российскими правами, проходят фотоконтроль прав, а за руль садятся сами и работают вместо него.
Максим Васильев, представитель таксопарка:
Популярная история, когда в приложении указана одна машина, а по факту приезжает другая. Значит отфотографирован в карточке водителя один автомобиль, а работает таксист на другом или выходит на рейсы за своего друга. В случае чего «Яндекс», естественно, никакой ответственности не несет и перекладывает ее на таксопарк. А если таксопарк представляет из себя «подключашку», т.е. это какое-то «ООО», без офиса, то его и вовсе не найдут. Просто выключаются телефоны. И в итоге к ответственности удается привлечь только водителя.

Зимняя резина в мае – об обслуживании авто

Из-за демпинга многие водители балансируют на грани выживания. Ни у кого нет средств, чтобы обновлять таксопарк и обслуживать автомобили. Часто получается так, что машины ездят до последнего. И «solaris», которому пора на покой после 200 тыс. км, проходит отметку в 500 тыс. км. во время очередного рейса. То же касается и страховок: очень часто у таксопарков нет денег на то, чтобы правильно страховать автомобили. Ни по КАСКО, ни по ОСАГО. В итоге имеем множество нарушений, когда автомобиль используется как такси, а застрахован как обычный автомобиль. Ведь страховка для такси стоит гораздо дороже. Поэтому экономят сейчас на всем: на смене резины вовремя, на ремонте автомобиля, налогах. Если бы компанией действительно уплачивались налоги, стоимость поездок возросла на 45%. Почти вдвое.

Услуга пьяный водитель – о проверках

Водители обязаны делать предрейсовые проверки – пресловутые путевые листы. Иногда их требуют на дороге, но эти листы выписывают выписывают на месяц вперед. Т.е. водитель с утра проснулся, нарисовал дату и поехал. В каком состоянии – интересно становится только при происшествии. По сути это фальсификация документов.
Фото: unanews.ru

Ваш водитель не спал двое суток – о графике работы

Предположим, таксист работает 8–10 часов 6 дней в неделю. Вычитаем из его дохода комиссию (она составляет около 25%, из которых 20 уходит в «Яндекс.Такси», а оставшийся процент таксопарку), затраты на бензин – получаем около 30-35 тыс. руб. Есть еще важные затраты, которые обычно водители не учитывают – обслуживание автомобиля и амортизация. Если у водителя нет своего автомобиля, он должен его арендовать у кого-то. Средняя аренда авто – 1500 руб в день или 45 тыс. в месяц. Это только та сумма, которую необходимо отдать за аренду.
На петербургском рынке есть несколько схем работы водителя такси:
  1. Водитель на своем автомобиле.
    Этот вариант наиболее распространен, так как предполагает свободный график, а из дохода вычитаются только комиссия и затраты на бензин.
  2. Водитель на арендованном автомобиле.
    Водители на аренде перерабатывают. Как правило, это около 12-14 часов 6-7 дней в неделю. Такая схема предполагает аренду у таксопарка, которая является по сути незаконной. Так как нельзя передавать машину 3-му лицу с чьей-то лицензией.

    Максим Васильев объясняет: «В лицензии указана организация, которая несет отвественность за процесс перевозки. В этом разрешении будет название и юридический адрес организации, государственный номер автомобиля. Проще говоря, там указывают все концы – кто в итоге отвечает в случае происшествия. И таксопарк по идее не имеет права передавать автомобили. Но передает».
  3. Водитель на заработную плату.
    Вам дают автомобиль и вписывают в график: сутки через сутки, суткие через двое и даже двое суток через двое. За такой сумасшедший график водители получают определенный процент от наката. За условные сутки такой таксист может заработать примерно 2500-3000 руб. за вычетом комиссии.
Фото: pixabay
Сейчас Яндекс стал блокировать водителей, которые работают больше 16 часов. При этом непонятно, почему было выбрано именно такое количество часов. Водители могут работать по 16 часов, затем спать 8 и снова выходить на рейс. Или же могут просто подключиться к другому агрегатору. За режимом труда и отдыха практически не следят.
То, что точно радует пассажиров – низкая цена, которую мало кто может предложить.
Соревнование за внимание клиента привело к тому, что, чтобы поддерживать такие расценки, таксопаркам приходится экономить на всем подряд, а водителям работать без выходных. По факту человек, заказывающий «Яндекс.Такси», экономит на собственной безопасности. В России до сих пор нет официальной статистики по нападениям таксистов на пассажиров. Наиболее активно СМИ стали освещать эту проблему в 2017 году. В тот год журналисты зафиксировали в Петербурге как минимум 20 подобных случаев и более 75 по всей России: чаще всего таксисты грабили пассажиров, избивали или насиловали.
Максим Васильев, представитель таксопарка:
«Все освещаемые в СМИ происшествия – малая доля того, что происходит на самом деле. Так как в поле зрения попадают брендированные автомобили, а в «Яндексе» таких 10-20% от силы. Масштаб проблем гораздо больше».
В России до сих пор не публикуется официальная статистика аварий с участием такси. А данные по ДТП искажаются. Как это происходит? Приезжает сотрудник ГИБДД оформлять аварию. Машина может быть разукрашена всеми атрибутами такси, но не иметь лицензии. Или же она может быть ни чем не оклеена вообще. Как это ДТП проведут? Как обычное, без участия такси. У водителя не будут спрашивать, таксист он или нет.
115
Написать свой комментарий...