Sinkabout Наводим на мысли

В нужное русло: сублимация в искусстве и творчестве

Почему в современной культуре немаловажное место занимают процессы разрушения и правда ли, что это помогает избавиться от реальных проблем? Возможно ли освободиться от негативных эмоций через творчество и искусство, читайте в материале Sinkabout.

Феномен разрушения в искусстве

Тенденция «разрушать» проявлялась уже в начале XX века вместе с кризисом представлений о культуре, однако глобальных масштабов достигла только сейчас: выставки с полусгоревшими картинами, инсталляции и скульптуры из мусора, супергеройские кинофильмы со сценами разрушения планет. Примеры разрушения художественного целого можно найти даже в архитектуре — уж очень много построено сюрреалистических зданий. А американский фотограф Алан Сэйлер расстреливает разные предметы и фотографирует их в момент попадания пули с расстояния всего в 20 см. Можно вспомнить и вирусные видео на YouTube, в которых различные предметы помещали под пресс и раздавливали, снимая в режиме slow motion.

Южноафриканский художник Крис Слаббер выпустил работы под ярким названием «Разрушение/Созидание». В ёмкость с водой он добавлял краски и делал снимки бурлящей жидкости. После чего с помощью графического редактора на компьютере Слаббер придавал получившимся хаотичным снимкам законченную форму — на них из дымки вырисовывались портреты.

Обработанные фото Слаббера. Источник: surrealistisch.blogspot.com

Сказочность и мистицизм — это и есть процесс созидания и разрушения, во время которого всё меняет форму, преобразуется. И конец чего-то одного всегда предвещает начало нового:

«Я хотел показать серией этих произведений, что из разрушения возникает что-то новое. По мере того, как краска падает, постоянно идёт созидание, но вместе с этим идёт и непрестанное саморазрушение», — рассуждает автор.

А французский художник и скульптор Лоран Краст создал набор деформированных скульптур. Время будто бы остановилось в момент, когда в них с полёта попадает тяжёлый или опасный предмет — молоток, топор, гвоздь. Автор понимает вандализм как акт созидания, а не разрушительного импульса.

И популярных вещей, основу которых составляет разрушение, в наше время очень много. Так в чём же причина пристального внимания к этой теме — в моде и интересной визуализации или же в особенностях психологических процессов?

Сублимация — миф или реальность?

Одним из эффектов «культуры разрушения» является снятие эмоционального напряжения. То есть с помощью искусства человек буквально переживает то, чего в объективной реальности не существует, но что отображено через процесс творчества. Возникает вопрос: если такой эффект наблюдается у аудитории, то будет ли он возникать у самих авторов во время процесса создания произведения? Психологи утверждают: будет.

Мусор как часть экспозиции. Источник: revistaruda.cl

В психологии есть специальный термин — сублимация, суть которого сводится к тому, что одним из защитных механизмов психики (неосознанная минимизация отрицательных переживаний) является перенаправление энергии в социально приемлемое русло, например, в творчество.

То, что творчество — сублимация только сексуальной энергии, скорее всего миф. Опираясь на накопленный человечеством опыт, Фрейд выделил две базовые мотивации, влияющие на человеческое поведение: Эрос (инстинкт жизни — либидо) и Танатос (инстинкт смерти — тяга к деструктивному).

Культура, которая создаётся за счёт сублимации, теоретически определяется видом сублимированной энергии. Например, хирург сублимирует мортидо, так как манипуляции с телом — деструкция. По Фрейду хирург — потенциальный садист. Это же касается некоторых видов спорта, военных. Сам Фрейд в качестве примера приводит Леонардо да Винчи: «Он создал практически невозможное для одного человека, во всём, за что бы он ни брался, достигал совершенства. В то же время у него отмечено полное отсутствие интереса к сексу». Зигмунд Фрейд считал, что Леонардо стал выдающимся именно потому, что у него была полная сублимация сексуальной энергии.

Разрушение от Лорана. Источник: art-eda.info

Социум позволяет превратить влечение к разрушению в полезные профессии. Всё то искусство, которое помогает художнику облегчать негативное напряжение, и является по сути некоторой формой арт-терапии. С точки зрения психоанализа, Шекспир и Достоевский не стали преступниками потому, что изображали убийц в своих произведениях и так изживали преступные наклонности.

«Все эти образы суть только бессознательное поэта, которое он, чтобы освободиться от него, выявил наружу, проецировал», — говорит О. Ранк о творчестве Шекспира.

Сублимация может проявляться не только через творчество и искусство. Она может наблюдаться в различных хобби, увлекательных занятиях, спорте или даже науке. В большинстве случаев человек может даже не осознавать своих истинных желаний, не представляя, чего на самом деле хочет его подсознание. Самая простая форма выражения подсознательных желаний — сны, особенно те, которые запоминаются на долгий промежуток времени. Более высокая форма — рисование, музыка, дизайн, танцы.

А есть ли риски?

Сублимировать энергию получается далеко не у всех. Если сексуальная энергия бьёт через край, а человек по каким-либо причинам не может заниматься работой или творческой деятельностью, то это чревато последствиями. При подавлении своих желаний такие люди становятся агрессивными и даже доходят до рукоприкладства и насилия. Яркий пример такого поведения демонстрируют серийные убийцы и насильники, совершая преступления на сексуальной почве, но это уже крайность. Более очевидный пример — причинение себе вреда, попытки самоубийства в подростковом возрасте как раз являются в том числе следствием гормонального всплеска и реорганизации организма.

Полусожжённая картина как арт-объект. Источник: anysite.ru

Однако большинство людей сублимируют неосознанно — через спорт, чтение книг, хобби, кино и т. д., поэтому их жизнь может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. А многие творческие люди, осознав силу сублимации, специально лишают себя секса, чтобы достичь лучших результатов в профессии.

Кино и психика человека — есть ли связь?

Даже такая неочевидная вещь, как выбор фильма или сериала для просмотра, может указать на вид сублимированной энергии: сериалы и киноленты криминальной тематики зачастую смотрят те, кто сам в жизни абсолютно не приемлет насилие. Рейтинги таких шоу говорят сами за себя (вспомним тот же «Дом-2» с обилием агрессивных сцен, всевозможные ток-шоу с разборками в прямом эфире по типу «Пусть говорят», криминальные сериалы по НТВ или жестокие кровавые сцены и битвы в популярной «Игре престолов»).

Таким образом, зритель легко может избавить себя от негативных эмоций через переживания, возникающие при просмотре, потому подобные медиапродукты настолько популярны. Психологи утверждают, что просмотр криминальных хроник должен подавлять негативные наклонности человека и значительно понижать уровень преступности, хотя масштабных психологических и социологических исследований на эту тему ещё не проводилось.

Особенно популярны сцены разрушений в кино. Источник: wallpoper.com

Может, именно поэтому фильмы-катастрофы, киноленты про супергероев или ужастики про маньяков имеют такую популярность? Они, с одной стороны, сублимируют наклонности создателей к разрушению, а с другой — нейтрализуют негативные наклонности зрителя. Если это действительно так, то, исходя из количества насилия на телевидении и в кино, в настоящее время у общества очередной культурный и нравственный кризис, недаром же «депрессия — болезнь XXI века».

681
Написать свой комментарий...