Sinkabout Наводим на мысли

Нужна ли нам классическая литература?

В День Достоевского размышляем о том, почему для современных подростков школьная программа по литературе – наказание, а для учителей нежелание детей читать – преступление.

В цифрах

Совсем недавно закончился сезон зубрежки однотипных вариантов и рекордной выручки производителей пустырника. ЕГЭ для выпускников-2019 наконец остался позади. В этом году экзамен по литературе сдали 63 тысячи человек, сообщают РИА-Новости. Это на несколько тысяч больше, чем в 2018. По данным Рособрнадзора, около 60 процентов учеников набрали более 50 баллов. Однако, примерно четыре процента (больше полутора тысяч) не прошли порог и «завалили» экзамен. Эти цифры охватывают все регионы России.

При чем тут ЕГЭ?

Вот, что рассказал неизвестный Антон, ученик одной из школ Сибири, журналу старшеклассников «Пять углов»:

«Задания легчайшие! Я интенсивно готовился всего десять дней до экзамена, остальное время прокрастинировал. Мне попался хороший вариант: в 16 задании по лирике попалась тема любви, а вот моим знакомым — тема могилы матери. Семнадцатое сочинение вообще было аккурат по той теме, которую я прогонял перед экзаменами. Ну как это назвать, если не удачей?»

Десять дней для подготовки к ЕГЭ по литературе – рекордно короткий срок, который в большинстве случаев подразумевает только панибратское знакомство с предложенным списком классических произведений. Конечно же, в кратком содержании. Ведь стоит только вспомнить ненавистный кодификатор, талмуд тем для «маленьких» сочинений и вопросов типа: «Сколько пуговиц было на шинели у Болконского, когда он проезжал мимо дуба?».

Страшный сон любого одиннадцатиклассника. Источник: news.yandex.ru

Для старшеклассников, которые надеются получить приемлемый балл, год перед ЕГЭ – это год, когда очень часто выбор стоит между сном и еще одной главой «Тихого Дона». Тем, кто уверен в своих знаниях, гораздо проще прочитать объемные произведения за час где-нибудь на «Брифли», чем тратить драгоценную юность на толстые тома.

Юлия Пинчук, педагог с тринадцатилетним стажем работы в школе, подтвердила нашу догадку:

«К сожалению, современные подростки сейчас очень мало читают. Я бы даже сказала, не хотят утруждать себя чтением. С классическими произведениями большинство знакомы только по краткому содержанию. Например, девушка, выпускница, весь год готовилась сдавать ЕГЭ по литературе (а там объем материала очень большой). Учителя, видя ее уровень, уверяли, что она не успеет хорошо подготовиться. Но вот наступает май, ученица сдает ЕГЭ по литературе, набирает 82 балла и с гордостью говорит, что она просто прочитала все произведения в кратком содержании... Вот так! А школьники же общаются между собой, она же этим делится с друзьями, с теми, кто младше. Так вот зачем теперь им всё читать целиком?! Это не имеет смысла, раз экзамен ты всё равно сдашь хорошо!

Ну очень краткое содержание... Источник: tutveseluha.ru

Ещё один пример любви современных детей к краткости – в моем классе есть староста, моя помощница. Чтобы передать какую-то информацию классу, я сначала пишу ей. А она уже сообщает одноклассникам. Оказалось, что ребята просто не читают мои длинные смс! Они привыкли к коротким перепискам в мессенджерах и им неохота и некогда читать «такие длинные» тексты! Жизнь для нынешних подростков стала быстрой и показушной. Им гораздо проще опубликовать и посмотреть сториз, написать сообщение в чат, чем попытаться понять душу другого человека. Пусть даже и на примере литературного героя».

Мнение изнутри

Интерес к классической литературе среди злоупотребляющего технологиями и краткостью поколения действительно неуклонно падает. Мы поговорили с учениками петербургских школ и выяснили, почему одни считают, что классическая литература – пережиток прошлого, а другие убеждены, что она нужна хотя бы для общего развития.

Маргарита Щ. закончила школу буквально несколько недель назад. Сейчас ей 17 и она уверена, что «заставлять» старшеклассников читать только «старую» литературу не только не нужно, но и нецелесообразно:

«Думаю, что в школьной программе надо оставить всего несколько произведений «поучительной» классики. «Обломов», например или «Преступление и наказание». Сейчас же список почти полностью состоит из «старой» литературы. Она не очень популярна среди старшеклассников. Ведь большинство по-настоящему интересных произведений почему-то не входит в школьную программу. Например, мне хотелось прочитать два произведения Достоевского: «Игрок» и «Идиот». А в школе на уроках на них даже не останавливались. Больше всего в школе мне не нравилось читать Гоголя. Его произведения очень трудно воспринимаются.

Я считаю, что не надо цепляться за классику, она устаревает, современная жизнь меняется, и старая литература уже не может научить нас чему-то действительно полезному».

Анастасия А., ученица 9 класса школы в Приморском районе, отзывается о вынужденном чтении классической литературы так:

«Современному школьнику классическая литература нужна хотя бы для того, чтобы понимать, как люди жили раньше. Многие мои одноклассники до сих пор не имеют четкого представления о том, какой быт был у людей того времени. Например, одна моя одноклассница свято верит в то, что мир раньше был черно-белый, потому что так в кино показывают.

Вообще, я больше физику люблю. Но читаю иногда с удовольствием. Это может быть и произведение, которое входит в программу, а может и что-то современное. Принуждать читать людей бесполезно. Тем более, классическую литературу. Если все время говорить человеку: «Читай Достоевского, читай!», то его только тошнить начнет.

Источник: Pixabey

А предмет нам нравится, потому что учитель классный. Хотя, я знаю девочку, которая очень любит того же Достоевского и буквально «проглатывает» его книги. Они огромные! А она за два дня прочитала «Преступление и наказание». В 9 классе…Остальным гораздо интереснее сидеть в телефонах.

Человек может почерпнуть из такой литературы достаточно много знаний: подтянуть грамотность, например, и научиться нормально разговаривать. Я имею в виду пополнить словарный запас. Ну, это я такая. «Хайп» и «кек» мне не нравятся. Если можно сказать по-русски, то так и нужно говорить».

Денис У., ученик шестого класса гимназии с углубленным изучением английского языка, для себя решил, что школьная программа по литературе скучная и «неприкольная»:

«Классика ничему не учит. Она неприкольная. А если серьезно, то события, которые описывают в тех книгах, которые нас заставляют читать, не имеют ничего общего с XXI веком. У нас все совсем по-другому, люди другие, транспорт другой. И, вообще, то, что нас заставляют читать в школе – скучно. Мне гораздо больше нравится фантастика, Перси Джексон, например».

Взгляд педагога

Юлия Пинчук полагает, что интерес нынешних школьников к классической литературе во многом зависит от того, какую стратегию выберет для себя учитель: «Я считаю, что именно «заставлять» читать классику ни в коем случае не нужно! Необходимо грамотно преподносить материал. Именно с помощью профессионального подхода учителя ученики дозированно получают ту информацию, которая в их возрасте становится понятной и закономерной. Именно учитель направляет мысль учеников, объясняет конкретные темы, наталкивает на конкретные выводы и умозаключения. Подросток, на мой взгляд, должен читать сложные произведения, чтобы работали и голова, и сердце. Ребенок должен хотя бы осознать то, что происходило, например, в прошлом веке. Конечно же, классические произведения следует перечитать уже в зрелом возрасте, имея определённый опыт и устойчивое мировоззрение. Тогда произведения откроются с другой стороны».

Урок учителя, который "грамотно преподносит материал". Источник: Pixabey

Алла Дроздова, учитель русского языка и литературы, придерживается несколько другого мнения: «Дети просто не понимают классику. Но они в этом не виноваты. На «Войну и мир» мне по плану занятий отведено всего несколько уроков. Разве можно разобрать Толстого и объяснить всю сложность произведения за пару часов? Я уверена, что интерес к классической литературе есть у всех, просто кто-то, как многие мои ученики, об этом не подозревает. Ведь она затрагивает вечные вопросы. Нужно только чуть больше времени и отсутствие телефонов с подключением к интернету на уроках. По крайней мере, мне кажется, что классики, такие как Толстой и Достоевский будут актуальны и популярны всегда. Если не среди школьников, то среди более осознанной молодежи».

638
Написать свой комментарий...