ГИБДД VS каршеринг

Чем каршеринговые машины не угодили сотрудникам дорожной полиции и почему ГИБДД выделит аварии с участием арендованных авто в отдельную статистику — в материале Sinkabout.

Госавтоинспекция зарегистрировала 121 случай ДТП с участием каршеринговых автомобилей в 2019 году. При этом за период с января по май в таких авариях серьёзно пострадали 14 человек.

После нескольких громких случаев дорожные инспекторы стали гораздо чаще обращать внимание на водителей, передвигающихся по городским автомагистралям на машинах, которые предоставляют сервисы каршеринга. В классическое «предъявите документы» для пользователей онлайн-аренды теперь войдут зарегистрированный в приложении аккаунт, в котором указан факт приёма-передачи транспортного средства, и водительские права. Ранее подобной проверке подвергались только машины, находящиеся в собственности у таксопарка.

«В рамках мероприятия „Такси“ помимо таксомоторных автомобилей проверяются и арендованные: наличие водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Также инспекторы могут попросить предъявить аккаунт в приложении», — сообщают в отделе пропаганды Госавтоинспекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Что не так?

Напомним, что за последние несколько месяцев отдельные арендаторы каршеринга действительно часто оказывались виновниками ДТП. 13 мая в Шушарах даже пострадал сотрудник полиции. Водитель арендованного автомобиля чересчур буйно отметил своё двадцатилетие. Он устроил настоящую погоню в стиле культового фильма «Форсаж», с мигалками и установленными уставом угрозами со стороны сотрудников ГИБДД. Итог — машина перевернулась в кювет. А охранитель правопорядка отделался сломанным пальцем. У лихого автолюбителя не оказалось ни водительского удостоверения, ни права вести тот самый «Volkswagen Polo». Он, по своему мнению, предусмотрительно воспользовался аккаунтом гостя, ехавшего на пассажирском сидении.

Источник: twitter.com

Другим случаем, косвенно подтолкнувшим МВД к нововведениям, стала достаточно масштабная авария на Невском проспекте, произошедшая 17 апреля. Виновником, по предварительной версии, снова оказался нетрезвый молодой человек, воспользовавшийся услугами сервиса каршеринга. С ним в машине находились две девушки, которые сильно пострадали в результате действий водителя. Он выехал на встречную полосу и врезался в «Mercedes». В покорёженные авто въехали ещё четыре машины разной ценовой категории. Несколько автомобилей находились в лизинге и использовались как такси.

И в первом, и во втором инциденте арендованным автомобилем оказался белый «Volkswagen Polo». Правда, каршеринговые сервисы были разными.

Ну и что?

До этого года дорожные инспекторы не питали неприязни к каршеринговым автомобилям. Они попросту не выделяли машины, взятые в моментальную интернет-аренду, из общего потока нарушений.

Источник: trushering.ru

«Сбор сведений о ДТП с участием каршеринговых автомобилей осуществляется только с 2018 года, виды этих ДТП и причины, по которым они происходили, не выделяются из общего ряда происшествий», — утверждают в МВД.

Но каршеринг с каждым годом становится только популярнее. К примеру, прибыль владельцев приложений для каршеринга за прошедший год выросла почти в шесть раз. Как и число аварий с участием арендованных авто.

Госавтоинспекция всерьёз озабочена тем, что многие каршеринговые возмутители порядка дорожного движения не являются конкретно теми лицами, которые подавали заявку на использование арендованной машины.

«Мы встречаемся с фактами аренды машины под чужими аккаунтами. В этом случае лицо, которое передаёт свой аккаунт, может быть привлечено по статье о передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления, которая предусматривает административный штраф в размере 30 тысяч рублей», — объясняют в ГИБДД.

По словам работников ведомства, подобная система применяется уже сейчас. Но как запретить, например, пьяным дебоширам садиться за руль? В Москве депутаты предлагали оборудовать каршеринговые машины специальным антиалкогольным замком. Принцип работы у него элементарный: чтобы завести двигатель машины, нужно выдохнуть в трубку алкометра. Если концентрация алкоголя (градус ведь имеет даже кефир) в выдохе в норме, автомобиль без проблем сдвинется с места и преспокойно отправится по делам арендатора. Но в том случае, если алкотестер укажет на превышение допустимого количества алкоголя в организме, двигатель автоматически заблокируется.

Подобную инициативу, правда, поддержало совсем немного активистов столичных общественных движений.

Источник: twitter.com

При этом всё ещё существует вполне ощутимый — сто тысяч рублей — штраф за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии или без водительских прав. Но такая мера наказания почему-то до сих пор не распространяется на пользователей каршеринга.

«За» и «против»

В среднем каршеринг обходится в полтора раза дешевле более привычного способа передвижения — такси. Онлайн-сервисов, предлагающих «прокатиться» на арендованных четырёх колесах в черте Санкт-Петербурга, масса. Заказать машину тоже оказывается несложно. И сделать это можно круглосуточно. Но найти свободный автомобиль в шаговой доступности получается не всегда.

Для комфортного использования каршеринга на улицах города должно появиться около пяти тысяч авто. То есть около тысячи на один миллион человек. Сейчас во всей России числится не больше четырёх тысяч каршеринговых автомобилей.

К тому же люди, активно использующие каршеринговые сервисы, отмечают, что автомобили в большинстве своём находятся в весьма плачевном состоянии: от отвратительного запаха в салоне и прожжённых сидений до отсутствующих деталей.

Так, Пётр Шкуматов на своей странице в социальной сети «Facebook» пишет:

«Я впервые в жизни ехал в машине, в салоне которой явственно пахло мочой, и этот запах невозможно было не заметить, пришлось ехать с полностью открытым окном. В паре автомобилей потолок был прожжён сигаретами, причём явно неслучайно. У каждой второй машины диски на передних колёсах — гнутые-перегнутые, а щёток в автомобиле ни разу не видел (все украли до меня)».

Получается, доказать, что порча чего-то важного (или не очень) в машине произошла не по твоей вине, оказывается практически невозможно. Единственным выходом становится тщательная фиксация поломок перед использованием. А на это времени хватает далеко не всегда, учитывая, что каршеринг — скорее экстренная мера, нежели каждодневная привычка для тех, у кого имеются права.

Тест-драйв

Мы решили проверить, действительно ли машины, предоставляемые в аренду, находятся в таком критическом состоянии. Зарегистрировались на «Яндекс. Драйв» и нашли свободный автомобиль. Идти до него пришлось около 15 минут. Понервничать случилось и тогда, когда ближайшей незанятой машиной оказался белый «Volkswagen Polo».

Источник: VK.com

Первым делом в глаза бросилась полувыломанная ручка на двери со стороны водителя. Следующим неприятным сюрпризом оказалось разбитое правое крыло и заметная царапина на бампере. Окно около пассажирского сидения открывалось со скрипом. А в салоне на протяжении всей, к слову, недолгой поездки жутко настораживал нехарактерный для исправного железного коня неравномерный стук. После получаса езды на таком средстве передвижения желания использовать каршеринг снова не возникло ни у кого. Возможно, нам, как и автолюбителям, оставляющим сугубо негативные отзывы во всевозможных социальных сетях, просто не повезло с экземпляром.

А что дальше?

Пока каршеринговые машины участвовали только в ДТП без смертельных исходов. Этот факт чётко зафиксирован в статистике Госавтоинспекции. Но исключать возможность того, что доблестные дорожные инспекторы не всегда указывают реальную причину аварии, определённо не стоит. Дело в том, что 17 апреля, в тот же день, когда произошла авария на Невском проспекте, около станции метро «Рыбацкое» седан марки «Skoda», на котором жёлтым по чёрному видно логотип «Яндекс. Драйв», сбил мотоциклиста. Последнего не удалось спасти.

Не стоит забывать и о том, что арендованные транспортные средства неоднократно использовались для мелкого мошенничества: создавались ненастоящие аккаунты, чтобы передвигаться по городу бесплатно, автомобили, не зарегистрированные в сервисах, пытались заправлять по топливной карте каршеринговых фирм. Наконец, с помощью каршеринговых машин угонялись другие автомобили. Эти факты говорят сами за себя.

Итог: проблема ненадлежащего использования каршеринга поднимается на ведомственном уровне, а Государственная автоинспекция разработала новую программу по проверке водителей. Но все попытки «приструнить» тех, кто не воспринимает правила всерьёз, пока оборачиваются если не провалом, то отсутствием реального результата.

463
Написать свой комментарий...