Жизнь и смерть современной поэзии: от Стихи.ру до рэп-баттлов

Прошло время, когда каждый второй писатель и поэт придумывал себе странный псевдоним, создавал личный паблик ВКонтакте и постил стихи с абстрактными картинками. Одна часть интернет-поэзии застыла в ожидании лучших времен, другая – ушла в хип-хоп, а всё остальное стало постыдным рудиментом сети. Мы расскажем, с чего начиналась современная поэзия, чем заканчивалась, и как она выглядит сейчас.

Стихи.ру – ад современной поэзии

Когда сетевые поэты «кутили» в интернетах, становились популярными и ездили по городам, провинциальные лирики ненавидели их и мечтали напечататься в местном журнале. В то же время школьники и зрелые графоманы, оглядываясь на Лермонтова и Есенина, не стеснялись рифмовать «кровь – любовь» и делиться творчеством с миром.

Всех объединил один ресурс – «Стихи.ру». Секрет популярности сайта – почти полное отсутствие модерации. Каждый желающий создает личную страницу и выкладывает свои стихи (а заплатив деньги, может вывести их на главную страницу ресурса). Сейчас на поратле опубликовано 46 миллионов стихов, зарегистрировано более 800 тысяч авторов. Найти здесь что-то хорошее довольно сложно.

Красивая и депрессивная картинка, рифма на "ать"-"ять" и вы поэт. Фото: pixels

Однако популярные успешные авторы выкладывают работы на Стихи.ру: на сайте удобно хранить и редактировать тексты, а еще даже самые уродливые он прикручивает к ним авторские права.

«Бывал на Прозе.ру лет десять назад, но уже тогда это было сборище графоманов. На Стихи.ру даже не пытался ни разу заходить, страшно представить какой там ад».

Максим Тесли

Поэт, участник группы «Щенки», «Он Юн», «Сестры»

Паблики ВК. Расцвет и увядание

Вконтакте подарил возможность авторам создавать личные паблики и привлекать читателей. Бум однообразных сообществ, наполненных грустными стихами о любви и «ламповыми» пленочными фотографиями пришелся на 2011-2012 годы. Прощупать местность и найти свою аудиторию начинающим авторам помогали большие паблики вроде «Чай со вкусом коммунальной квартиры» и «Стихия». Сейчас в «Чае» полмиллиона подписчиков, но, судя по количеству комментариев под постами и репостов (в среднем, 30-40), активность сильно упала.

Привязанные к VK популярные поэты начали искать новые площадки для публикаций, но редко кому удавалось выйти за пределы социальной сети. Сотни телеграм и youtube каналов замерли на этапе формирования, не найдя своей аудитории.

Фото: Пикабу

Коммерческие проекты: «Бабушка Пушкина», «SUPERСТИХИ», «Живые поэты»

С ростом популярности сетевой поэзии появлялись и крупные проекты, помогающие молодым талантам «засветиться» в телевизоре, напечатать книгу или выступить перед огромным залом. Один из первых и самых громких проектов – «Бабушка Пушкина».

Началась «Бабушка» в 2012 как интернет-видеошоу, в котором соревновались команды авторов из Москвы и Санкт-Петербурга. Но уже через несколько лет, разросшись до всеросийского проекта, шоу добралось до канала «Москва 24». Четырнадцать молодых поэтов писали стихи на заданные темы, снимались в клипах и выясняли, кто из них лучший. Определить победителя помогали зрители, отправляя платные смс-голоса понравившимся участинкам. Обещав превратить молодых людей в звезд и будущих классиков, шоу действительно заложило фундамент для творческого успеха многих участников. Автор Арс Пегас выпустил альбом аудиостихов и до сих пор выступает в крупных городах. Алексей Федяев провел тур по городам с поэтическим стэндапом.

К сожалению, сейчас официальное сообщество «Бабушки Пушкина» – пустое, а домен сайта давно перекупил магазин женских сумочек.

«Бабушке Пушкина» я благодарен за знакомство с некоторыми людьми и за творческий пинок под зад. если бы не этот проект, я бы не написал парочку неплохих текстов. а ещё, возможно, так и не почувствовал бы, что всё это вообще нужно хоть кому-то кроме меня.

Алексей Федяев

Поэт, блоггер, бронзовый призёр поэтического телепроекта «Бабушка Пушкина»

Алексей Федяев, фото: Новости Тюмени и Тюменской области

После «Бабушки» крупные медиа неохотно вкладывали ресурсы в молодую поэзию (не считая канала «Культура»). Спустя целых пять лет после закрытия шоу, на «ТНТ MUSIC» стартовал проект «SUPERСТИХИ». Ресурс, породивший «Дом 2» и ситком «Универ», создал поэтическое шоу похожее на музыкальные проекты «УСПЕХ» и «Голос». Куратором и ведущим шоу стал рэпер и поэт Саша ST, известный многим по поражению в баттле с Оксимироном. В жюри – медийная личность, меняющаяся с каждым выпуском. Талант молодых авторов оценивали Ольга Серябкина, Семен Слепаков, Ах Астахова и Сергей Шнуров. По завершению первого (а, возможно, и последнего) сезона шоу «SUPERСТИХИ» презентовали поэтический сборник, в который вошли лучшие тексты участников и жюри.

Несмотря на то, что книги «SUPERСТИХИ» и «Живые поэты» крайне похожи друг на друга – второй проект совершенно иного уровня. «Живые поэты» или «ЖЫ» стал по-настоящему мощным популяризатором современной поэзии, объединивший совершенно разных авторов (от Ес Соя до Хаски, от Лехи Никонова до Милены Райт). Голосом андеграунда заговорили крупные площадки и СМИ, издательство «ЭКСМО» напечатало объемный сборник стихов лучших участников проекта.

В сборник вошли: Борис Гребенщиков, Диана Арбенина, Глеб Самойлов, Хаски, Дмитрий Воденников, Леха Никонов, Олег Груз, Ольга Седакова, Loc-Dog и другие

Аудиостихи и хип-хоп

Стихи росли и менялись вместе с потребностями аудитории. Что-то превращалось в перфомансы на Youtube, что-то в рэп, а что-то в аудиостихи. Поставленный красивый голос, спокойный бит, речитатив – в 2012 году новый формат поэзии заполонил просторы ВКонтакте и музыкальных ресурсов.

Можно ли назвать хип-хоп поэзией? Год назад завирусилось видео: школьница во время урока читает текст Оксимирона, выдав его за стихи Мандельштама, и получает пятерку. Тут же в сети появляется множество тестов, предлагающих угадать кому принадлежат строки - рэперу или поэту.

Все атрибуты поэтики есть в текстах хип-хоп исполнителей, но сами рэперы не часто могут позволить себе назваться поэтом (за исключением Саши ST, выпустившего поэтический сборник «Репер против музыки» и громко назвавший свой крайний релиз «Поэт»). К примеру, Хаски, часто называемый СМИ «новым Есениным» и «футуристом», говорит в интервью GQ, что он совсем не поэт, а просто рэпер, который тщательно следит за формой.

На что живут современные поэты?

Источники заработка у популярных поэтов те же, что и у любой медийной личности. Туры по городам, сборники стихов, мерч, реклама в соц. сетях. Но популярность не всегда означает большие деньги. Даже имея десятки тысяч читателей, крайне редко поэты позволяют себе жить только за счёт стихов (а если и живут, то скромно).

Посчитаем? Автор паблика в 20-30 тысяч живых подписчиков собирает в крупном городе (не миллионнике) вечер на 40 слушателей. Стоимость входа – 300 рублей, от него 30% забирает заведение или организатор. Вычитаем затраты на дорогу и еду. Остается примерно пять тысяч рублей.

Серафима Ананасова, фото: ютюб

Обычно, в туре такого автора не более 15 городов. Чтобы объехать их все, потребуется месяц. Итого 75 тысяч. Если взять в дорогу книги, октрытки и наклейки, выйдет все 100.

Казалось бы, немалые деньги. Но такой тур поэт может позволить себе не чаще двух раз в год.

«Я живу на деньги с концертов, продаж книг и иногда донаты читателей. Можно ли прожить на эти деньги? Смотря какие у вас запросы. Я живу в съемной комнате в коммуналке, но могу позволить себе не ограничиваться в еде, иногда даже в развлечениях и одежде, бьюти-процедурах. Это если какой-то большой концерт был. В остальные периоды бывает, что и за жилье нечем платить. В общем, жизнь максимально нестабильная и подходит не всем».

Серафима АнанасоваПоэт, паблик «ананасова»

Текст: Роза Ветрова

785
Написать свой комментарий...