Sinkabout Наводим на мысли

История, рассказанная тканями

За тысячелетнюю историю человечества ткань стала своеобразным паспортом, вторым лицом владельца, ее цвет — посланием обществу, а материал — показателем благополучия, фасон — индикатором нравственности. История и культура ткани — это отдельная наука, которая бережно сохранила традиции и тонкости каждой эпохи.

К истокам

Первые ткани появились задолго до ткацких станков, тогда женщины пытались плести буквально из всего, что попадалось под руку. В ход шли травы, побеги, полоски кожи, все это переплеталось по определенной системе, так и появились первые рубахи (их традиционно называют «рубище»). Эта одежда была неудобной и грубой, потому что материалы не проходили нужной обработки. Тогда же появилась традиция примитивного украшения нарядов — вручную разводилась краска, на ткани наносились незамысловатые узоры, иногда в ход шло декорирования яркими растениями.

На суровом и холодном севере, где одежда выполняла одну функцию — согреть охотника, более всего ценилась пушнина. Шкуры наспех обрабатывали и скрепляли между собой. Территории, располагавшиеся южнее и одарившие своих жителей более благоприятным климатом, позволяли возделывать лен, а значит и изготавливать льняные изделия.

Настоящим прорывом стало производство шелка. Одна из легенд гласит: однажды в чашку чая императрицы Китая Си Лин Ши упал кокон шелкопряда. Чтобы вытащить его, 14-ти летняя красавца стала вытягивать из кокона нити, из которых позже была сплетена прекрасна ткань.

В китайской мифологии эта молодая императрица считается богиней шелка. Технология изготовления новой ткани держалась в строжайшем секрете, более того, целое тысячелетие право носить шелковые одеяние предоставлялось только императорской семье. Но все меняется: постепенно великая тайна Китая перестала быть привилегией этой страны. Шелководство распространилось в Японии, и позже византийцы за баснословную сумму выкупили яйца тутового шелкопряда. Вместе с развитием производства шелка начался новый этап украшения тканей, ведь этот материал один из немногих мог сохранить первоначальную яркость красок.

Не только Китай стал первооткрывателем благородных тканей: Италия подарила миру бархат —королевский материал, который долгие столетия могли себе позволить лишь высокопоставленные господа; Индия прославилась кашемиром — необычайно легким материалом, а также «белым золотом» хлопком.

Развитие тканевого дела отразилась не только на одежде. Раньше не было отопления, поэтому в холодные зимы десятки каминов не могли обеспечить теплом мрачные замки, каменные стены которых охлаждали помещения. Поэтому их «одевали» в гобелены и шпалеры, которые ткали только вручную из шерсти и шелка, при этом на изготовление одного даже самого незамысловатого экземпляра уходили годы. Гобелены и шпалеры стоили немалых денег, поэтому их часто преподносили в качестве подарка от одного государства другому. Однако шпалеры не только грели, но и украшали серые стены и коридоры дворца. Каждая шпалера — произведение искусства, прекрасная картина из нитей, рассказывающая об удачной охоте, рыцарском подвиге или любовной истории.

Ткань как холст

Отдельное направление в искусстве — роспись по тканям — требовала от мастера максимальной аккуратности и педантичности, ведь создавать свой шедевр приходилось не на привычном холсте, а на куда более капризном материале. Долгое время изображение на ткань наносилось без использования красок и кистей, с помощью специальной резной доски «манеры». Такой вид росписи назвали «набойкой» из-за специфичного образа нанесения узоров. На доске вырезался контур будущей картины, затем на деревянную плоскость наносили тонким слоем краску, а доску прикладывали к ткани. Мастер аккуратно пристукивал по ней молоточком, пробивая тем самым рисунок на материал.

Не менее популярным был батик — вид ручной росписи ткани с помощью кисти. Это слово традиционно ассоциируется с Индонезией, оно дословно переводится как «капля воска».

Древняя легенда гласит, что однажды небесный покровитель Индонезии решил сойти на остров Ява, он узрел, как тяжело живут люди. Тогда на бескрайние поля спустились изысканные легкие ткани, над ними сгустились разноцветные тучи. Небесный покровитель собрал у каждой пчелы по капли воска и пустился в неистовый пляс, щедро разбрасывая воск по тканям. И вдруг из туч хлынула вода, окрашенная в самые яркие цвета. Ткани, золотые, красные, индиговые, явили миру невероятный узор, созданный воском и буйством красок. Так человечеству был подарен батик.

Все краски и ткани изготавливались вручную и только из натуральных материалов: красители получали из смеси трав, цветов, глины и специй. При этом каждый мастер создавал свой собственный уникальный состав, который бережно утаивал от всего мира. В XVII веке голландцы, пораженные искусством батика, решили заимствовать эту технику росписи, со временем она распространилась по всей Европе.

И блистала она как алмаз

Человек всегда стремился подчеркнуть свой достаток, а индикаторы благосостояния каждый век менялись. В Средневековье знать, стараясь указать на свои широкие возможности, украшай одежду драгоценными камнями и металлами. В погоне за модой красавицы всех возрастов (и не реже джентльмены) осыпали своими драгоценностями платья и костюмы, буквально ослепляя всех присутствующих.

Особенно прославилась в искусстве украшения тканей Изабелла де Бурбон, жившая во Франции в середине XV века. Графиня даже домашние наряды украшала россыпью белоснежных жемчужин и бриллиантов.

Говорящая одежда

В эпоху Позднего Средневековья дамы старались приобрести самое многослойное платье, ведь количество подъюбников указывало на статус владельца одежды: чем их больше, тем выше положение. Отсюда и невероятная пышность одеяний. Самой распространенный тканью оставался лен, а совсем недавно завезенный в Европу хлопок использовался в основном для пошива нижнего белья. Однако наиболее популярной тканью оставалась шерсть. Французская поговорка того времени гласит: «Под овечьими ногами песок превращается в золото». Тогда же ко двору возвращаются меха, вышедшие из моды еще в XIII веке. И снова платья перед сырыми и холодными осенними неделями подбиваются шкурами и украшаются изящными воротниками. Самым благородном вариантом утепления стал соболь или белый горностай, при этом чем белее была шкурка, тем дороже она выкупалась.

Средневековье боготворило яркие краски, подходивших под стать яркой жизни. Тогда крестьяне не могли себе позволить одежды насыщенных цветов. Тогда еще не существовало стойких красителей, все они имели натуральную основу и быстро блекли, ткань выцветала на солнце, линяла после дождя. Поэтому дамы прекрасно понимали, что это удовольствие прослужит совсем не долго, и только самые обеспеченные могли себе позволить регулярное обновление гардероба.

Средневековье видело красоту в деталях и символах, отдельное место в этой сложной системе занимали цвета тканей. У каждого из них было свое значение, поэтому к выбору оттенка всегда относились серьезно. Итак, белый традиционно считался олицетворением чистоты и непорочности, ведь у ангелов были белые одеяния и крылья. Черный же выступал символом кроткости, скромности и смирения, а также покаяния.

В XIV веке черный цвет стал настолько популярным, что надолго вытеснил всю остальную палитру красок. Причиной тому стал длившийся многие год траур герцога Бургундского, чей отец был жестоко убит. Ну а возлюбленным цветом королей оставался красный: его многочисленные оттенки украшали гербы, в красном шли под венец невесты. Сильно было поверите о том, что красный отпугивал нечисть, поэтому на новорожденных надевали алые ленты.

114
Написать свой комментарий...