Sinkabout Наводим на мысли

«Зловещая долина», куклы и роботы

Трендом последних лет становится внедрение искусственного интеллекта и роботов в сферу обучения и обслуживания. Однако чересчур похожие на человека машины вызывают сильное эмоциональное отвращение. О том, что такое эффект «зловещей долины» и почему дискриминируют людей с ДЦП — в нашем материале.

Эта история началась в 1960-х годах. Японский учёный-робототехник Масахиро Мори занимался конструированием человекоподобных роботов и с удивлением выяснил, что внешность робота влияет на его восприятие совсем иначе, чем можно было бы предположить. Чем больше робот похож на человека, тем сильнее тот оценивается как «красивый» и «привлекательный». Однако в определённый момент сходство робота и человека начинает восприниматься как нечто отталкивающее или даже страшное. И вот парадокс: по мере роста человекоподобия объект опять становится «симпатичным». Этот провал в эмоциональной оценке исследователь и назвал «зловещей долиной». Эффект усиливается, если объект начинает двигаться. Статичные похожие на человека предметы отталкивают не так сильно, как, например, зомби.

Гипотетический график зависимости похожести объекта на человека и его эмоциональной оценки. Источник: ru.wikipedia.org

Сам термин «зловещая (или жуткая) долина» в такой форме встречается в книге Ясии Рейхардт «Robots: Fact, Fiction, and Prediction».

Он соотносится с фрейдовской концепцией жуткого: это ощущение возникает при контакте не с неизвестным, а, наоборот, с чем-то знакомым.

Существует много теорий, которые пытаются объяснить эффект «зловещей долины». Согласно одной из них, человек испытывает дискомфорт при виде андроида, потому что он напоминает больного, то есть биологически неполноценную особь. По когнитивной теории, мозг испытывает затруднения, когда пытается различить настоящего человека и искусно изготовленную подделку. Таким образом, отвращение при эффекте «зловещей долины» становится близко когнитивному диссонансу. Существуют и другие теории, которые усматривают в этом феномене социальные, философские и даже религиозные причины.

Сочетание реалистичного и неестественного смотрится жутко. Источник: russiaedu.ru

«Зловещая долина» порождает целый ряд неудобств. Наверное, одним из наиболее неприятных можно назвать дискриминацию людей с ДЦП и другими моторными нарушениями. «Нормативный» внешний вид человека резко контрастирует с «ненормативным» поведением — неестественной шаткой походкой, рваными жестами, напряжёнными позами. Чувство отвращения и подсознательного страха перед людьми с ограниченными возможностями может вызывать компенсаторные реакции — желание подчеркнуть свою «нормативность», принизить статус человека с ограниченными возможностями здоровья, создать психологическую защиту от «зловещей долины». В этом случае справиться с дискриминацией поможет банальное повышение грамотности и пропаганда уважения к человеку вне зависимости от его физического состояния.

Экспериментально «зловещую долину» постигают обладатели биомеханических протезов. В комплект чуда техники, которое заменит руку или ногу, часто включают перчатки и накладки из искусственной кожи, но они остаются невостребованными. Люди-киборги предпочитают не скрывать протез, потому что имитация настоящей конечности может лишь вызвать отрицательные эмоции у окружающих.

Киборги не стесняются своих высокотехнологичных конечностей. Источник: kv.by

Ещё «зловещая долина» может стать одной из причин коулрофобии — страха клоунов. Внешность клоуна слишком похожа на нормальную человеческую, чтобы вызывать приятные эмоции, и слишком отличается от нормы, чтобы восприниматься комфортно. Ещё одно подобное заболевание — педиофобия, страх кукол и любых объёмных изображений человека.

В погоне за реалистичностью в «зловещую долину» попадают те, кто хочет добиться от нарисованных объектов высокой правдоподобности, сходства с человеком. Так, именно из-за чрезмерного сходства с реальностью фильм «Тайна красной планеты» Роберта Земекиса получил крайне негативные отзывы. Картина построена на технологии motion-capture. Фильм снимается так: специальная камера фиксирует движения актёров и строит виртуальный движущийся каркас. На него впоследствии «надевается» 3D-модель, и получается, что искусственно созданный персонаж повторяет движения и мимику реального человека. Вот и сочетание «нормативного» и «ненормативного», которое приводит к «зловещей долине».

Ки — героиня «Тайны красной планеты». Источник: wap.filmz.ru

Обозреватель The New York Times Брук Барнс отмечает:

«Как критики, так и аудитория, в том числе в Twitter, блогах и других соцсетях, жаловались, что техника Земекиса приводит к тому, что выражение лиц героев выглядит неестественно. Другое частое замечание — то, что г-н Земекис слишком большое внимание уделяет технологическому волшебству и пренебрегает драматургией».

Зрители не только осудили эстетическую сторону фильма, но и наказали его долларом: при затратах на производство в $150 млн он собрал всего лишь $39 млн, то есть почти в четыре раза меньше. Этот результат сделал «Тайну красной планеты» самым провальным фильмом компании Walt Disney Pictures. Практика показывает, что чрезмерное правдоподобие по пятам преследует картины по технологии motion-capture: «Рождественская история» и «Приключения Тинтина: Тайна „Единорога“» тоже расстроили зрителей своей визуальной составляющей.

Чтобы предотвратить эффект «зловещей долины», нужно следовать следующим принципам:

  • Не смешивать «человеческие» и «нечеловеческие» элементы. Если, скажем, робот очень сильно похож на человека и говорит мёртвым синтетическим голосом, это будет восприниматься отрицательно.
  • Уменьшить конфликт между ожиданием и реальностью. Если существо выглядит неестественно, нарочито искусственно, то мозг ожидает увидеть неестественное поведение. И наоборот: человек должен вести себя как человек. Любые несоответствия приведут к психологическому отторжению.
  • Использовать человеческие пропорции (особенно пропорции лица) только с натуральными цветами и текстурами. С привлекательными элементами в картине или кукле можно перегнуть, и тогда получится жуткий монстр с нереальными отталкивающими глазами и естественными цветами.

Эффект «зловещей долины» можно использовать и намеренно. Так поступают режиссёры фильмов ужасов. Чудовище доктора Франкенштейна, зомби, призраки, медсёстры из фильма «Silent Hill», жуткие куклы и марионетки — их похожесть и непохожесть на человека внушает ужас и отвращение аудитории.

Даже косплей выглядит ужасающе. Источник: metalscript.net

Встречается этот эффект и в искусстве — на психоделической картине «Руки противятся ему» Билла Стоунхема изображён непропорциональный мальчик, кукла-девочка и множество детских рук, которые ощупывают закрытую стеклянную дверь изнутри. Психологический дискомфорт, который испытывает аудитория, смотря на картину, породил ответную эмоциональную реакцию — картина стала объектом городских легенд и своеобразным интернет-мемом.

Картина принадлежит частному коллекционеру. Источник: bpdb.ucoz.ru

Изучение феномена «зловещей долины» важно для современной науки, потому что роботы и искусственный интеллект всё больше проникают в нашу повседневную жизнь. Если не учитывать особенности восприятия человекоподобных объектов, можно столкнуться с неприятным фактом, что роботы-референты пугают посетителей, дети нервничают из-за мультфильмов, а удалённое обучение тормозится, потому что виртуальный лектор слишком реалистичен. Поэтому постоянно проводятся различные исследования по восприятию людей и андроидов.

Так, французские учёные выяснили, что беседа с «компьютерным» собеседником не активирует те части мозга, которые работают при контактах с другими людьми.

Подопытных помещали в томограф и просили поговорить с живым человеком и его анимированной копией, которой втайне управлял тот же самый экспериментатор. Исследователи пришли к выводу, что беседа с реальным партнёром была приятнее на физиологическом уровне — на томограмме видно, что активируется больше участков мозга, которые отвечают за получение удовольствия от социальных контактов. Так «зловещая долина» проявляется на уровне ЦНС.

Схема проведения эксперимента. Источник: royalsocietypublishing.org

Роботизация ставит перед человечеством новые вызовы. Похожесть на неповторимый живой оригинал уже не является основной ценностью — во главу угла ставится восприятие продукта его основным потребителем. Положительные эмоции — вот главная цель. Даже если для этого робот должен совсем перестать походить на человека.

305
Написать свой комментарий...