Живее всех живых: насколько опасно биологическое оружие?

В этот день 47 лет назад была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия. Она дополнила Женевский протокол 1925 года. О том, каким может быть биооружие и может ли оно быть полезным, читайте в материале Sinkabout.

Что такое биологическое оружие?

Понятие «биооружие» довольно широкое и включает в себя не только сами патогенные микроорганизмы, вирусы, бактерии, но и способы их передачи и транспортировки — заражённые люди и животные, ракеты, снаряды, мины, спреи. Его действие может быть направлено не только на людей, но и на сельскохозяйственные культуры, на скот, на заражение запасов продовольствия или источника воды.

К биологическому оружию также относятся средства, направленные на генотип человека. Генетическое оружие избирательно уничтожает людей определённой расы, пола — то есть по какому-либо генетическому признаку. Например, его можно было бы использовать только против мужчин, так как они — это потенциальная военная сила.

Однако учёные считают, что на данном этапе научно-технического прогресса создание такого вида оружия невозможно. Более того, в будущем оно будет ещё и неэффективно из-за процессов глобализации и, в частности, межэтнических браков.

Существует и энтомологическое оружие, использующее для атаки насекомых. Тут уж есть где «разгуляться», ведь не обязательно использовать заражённых насекомых. Саранча сама по себе представляет угрозу для сельскохозяйственных культур. Пчёл и ос можно непосредственно натравить на противника. Известно, что ещё древние люди использовали их гнёзда как оружие: кидались, могли даже подкинуть в пещеру, чтобы выманить врага наружу.

Даже обыкновенные осы могут стать биологическим оружием, не то что гигантские. Источник: youtube.com

Наконец, можно распространить над ареалом уже заражённых насекомых, которые будут переносчиками болезни. Во время Второй мировой Япония использовала заражённых чумой мух и блох против Китая. Механизм прост: нужно на небольшой высоте скинуть «напичканную» бомбу. В итоге погибло около полумиллиона китайцев.

Оно работает как в игре «Plague Inc»?

В целом способы заражения аналогичные. Можно прибегнуть к диверсионным методам. Можно просто оставлять после отхода заражённые предметы или инфицированных больных. Можно действовать в открытую, тогда в дело пойдут авиационные бомбы, мины, снаряды, специальные установки, распыляющие заражённых насекомых. При разрыве таких снарядов образуется бактериальное облако, которое будет распространяться благодаря ветру и оседать на поверхностях. И для разного вида оружия площадь заражённого участка соответственно будет различаться.

В принципе способы транспортировки биологического оружия соотносятся со способами проникновения токсинов в организм: аэрогенный — с воздухом через органы дыхания, алиментарный — с пищей и водой через органы пищеварения, трансмиссивный путь — через укусы заражённых насекомых, контактный путь — через слизистые оболочки рта, носа, глаз, а также повреждённые кожные покровы.

Игра имеет серьёзную научную основу. Тут, например, показаны пути передачи заболевания. Источник: youtube.com

Обычно при поражении бактериальными или вирусными средствами заболевание наступает не сразу. Во время инкубационного периода нет никаких внешних признаков, к тому же сохраняется работоспособность заражённого. Чем больше инкубационный период, тем вероятнее, что больше людей вступят в контакт с больным и будут заражены. Поэтому одно из главных достоинств биологического оружия — трудность своевременного обнаружения. А главный недостаток — неизбирательность (если исключить возможность создания генетического оружия).

Всегда есть риск: организовав эпидемию в тылу врага, как её контролировать? В современном мире с высокой географической мобильностью населения есть вероятность того, что за несколько недель такая инфекция охватит большинство государств, причём удар придётся на незащищённое мирное население.

Письма смерти: сибирская язва

Ещё в Древнем Риме при осаде городов за крепостные стены перебрасывались трупы умерших от чумы для того, чтобы вызвать эпидемию внутри обороняемого города. В третьем веке до нашей эры карфагенский полководец Ганнибал обстрелял вражеский флот горшками, заполненными ядовитыми змеями. Есть теория, что и бубонная чума, перешедшая из города Кафа (ныне Феодосия) в Европу, также могла быть «рукотворной». Однако первый зафиксированный факт применения бактериологического оружия в войне — эпидемия оспы среди индейских племён в 1763 году. Тогда американские колонизаторы переслали в их лагерь заражённые одеяла. О возможном использовании биологического оружия задумывались англичане и немцы во время Второй мировой войны.

Но одним из самых опасных инфекционных болезней принято считать не оспу, а сибирскую язву. Интересный случай: осенью 2001 года в офисы сената США начали приходить письма с белым порошком. Пошёл слух, что это споры смертельной бактерии Bacillus anthracis, которая вызывает сибирскую язву, началась паника. По итогу были инфицированы 22 человека, 5 убиты.

Это одно из писем, которые приносили в прямом смысле маленький сюрприз сенаторам. Источник: wikiwand.com

Эта бактерия живёт в почве, и часто пасущиеся на ней животные обычно вступают в контакт со спорами бактерии во время поиска еды. Человек же может заразиться сибирской язвой, даже дотронувшись до неё.

Самая смертельная форма заражения сибирской язвой — это ингаляционная, при которой споры попадают в лёгкие, после чего клетки иммунной системы переносят их к лимфатическим узлам. Именно этой формой заболели все пять жертв писем 2001 года. Несмотря на то что большинство вредных биологических бактерий могут выжить только при определённых условиях и в течение небольшого отрезка времени, бактерия сибирской язвы может быть «законсервирована» в течение 40 лет, по-прежнему представляя смертельную угрозу.

На сегодняшний день в качестве биологического оружия могут применяться:

• бактерии — возбудители сибирской язвы, чумы, холеры, бруцеллеза, туляремии и др.;
  • вирусы — возбудители клещевых энцефалитов, натуральной оспы, лихорадки Эбола и Марбург и др.;
  • риккетсии — возбудители лихорадки Скалистых гор, сыпного тифа, Ку-лихорадки и др.;
  • грибки — возбудители гистоплазмоза и нокардиоза;
  • ботулотоксин и иные бактериальные токсины.

Что страшнее: ядерное или биологическое?

И то и другое относятся к категории оружия массового поражения. К ним примыкает и химическое оружие.

Три символа оружия массового поражения — ядерное, биологическое и химическое. Источник: it.wikipedia.org

Ядерное оружие характеризуется мгновенностью действия и быстротой, чего нельзя сказать о биологическом, подразумевающем если не инкубационный период, то всё-таки некоторое продолжительное время на процессы заражения и сопротивления организма инфекции.

Ядерное подразумевает всеобъемлющее уничтожение в зоне действия, в то время как биологическое не может быть использовано против вражеских укреплений и даже совсем не обязательно предполагает летальный исход: считается, что лёгкие виды эпидемий могут вывести врага из строя на определённое время — тогда акцент сместится с функции уничтожения на функцию сдерживания или дезориентации.

После взрыва остаётся сильное радиационное излучение, делающее территорию непригодной для жизни. Однако сейчас ведутся споры о том, что после применения биооружия земля также может быть непригодной из-за заражения: некоторые считают, что бактерии чумы живут не более 2-3 лет и с точки зрения выноса инфекции они безопасны. Другие говорят, что чумные захоронения остаются опасными несколько сотен лет. Как бы то ни было, с 1979 года в России не было зафиксировано ни одного случая заболевания чумой.

Неслучайно чума (Мор) является одним из Всадников Апокалипсиса, наряду с Войной, Гладом и Смертью. Источник: moonskinned.co.uk

Также активные дискуссии вызывает ГМО. Пока компании уверяют, что, согласно их исследованиям, употребление людьми генно-модифицированных продуктов никак не отразится на здоровье, часть людей бьют панику по поводу «скрытой угрозы», которая на самом деле может оказаться не столько маркетинговой уловкой, сколько настоящим латентным оружием массового поражения: мол, компании наблюдают за подопытными в течение короткого промежутка времени, максимум пару месяцев, а что происходит с организмом через несколько лет или с его потомством, на самом деле не знает никто.