Sinkabout Наводим на мысли

Новые голоса: прошлое, настоящее и будущее подкастинга

Если вы хоть немного разбираетесь в современном медиаконтенте, есть шанс, что вы слышали термин «подкаст». Популяризированный в середине 2000-х, этот формат радиопередач сейчас переживает настоящий ренессанс, и не только на Западе, но и в странах постсоветского пространства. Об истории, настоящем и будущем подкастинга как формата и платформы — в нашем материале.

История

Термин «podcast» появился благодаря колумнисту The Guardian и журналисту BBC — Бену Хаммерсли. Произошло это в феврале 2004 года, ещё до того как компания Apple воспользовалась термином, чтобы создать каталог подкастов в своём медиаплеере iTunes. Первым проигрывателем и агрегатором подкастов стало приложение iPodderX, разработанное Августом Трометером и Реем Слакински.

Скриншот приложения iPodderX

Первой передачей-прародителем современного подкастинга стала The BackStage Pass, радиопрограмма Мэтта Шихтера, запущенная в октябре 2003 года. Среди приглашённых гостей первого сезона были B.B. King, The Beach Boys и многие другие. Часовые шоу записывали вживую и перекодировали в 16кбит/с аудиофайлы (для онлайн-стриминга через модем). На тот момент у формата просто не существовало никакого названия, но именно The BackStage Pass (которое позже стало известно как «Интервью Мэтта Шихтера») принято считать первым подкастом, опубликованным в сети.

Следующий мощный толчок к популяризации подкастов дала компания Apple, которая выпустила с обновлением проигрывателя iTunes раздел подкастов. Это позволило многомиллионной армии владельцев плееров iPod подписываться и слушать набирающий популярность формат. Спустя год после появления подкастов в iTunes крупнейшие на тот момент издатели подкастов, такие как BBC, NPR, CNET, Bloomberg Radio, перешли на площадку от Apple как на единственную для распространения своего контента.

К 2007 году формат достиг того, чего добились радиопередачи в 1930-е годы. Оценив удобство доступа к контенту, люди стали слушать подкасты как радиопередачи. Формат идеально подходил для прослушивания в общественном транспорте и при занятиях спортом. И популярность подкастинга продолжала расти. А вместе с популярностью формат стал привлекать всё больше рекламодателей.

Сейчас крупные подкастеры могут зарабатывать своим хобби на жизнь, хотя, безусловно, они получают значительно меньше, чем крупные ютуберы.

Подкасты в России и странах СНГ

Источник: Meduza.io

Подкасты развиваются в России уже достаточно давно. Из крупных проектов можно выделить ребят из BeardyCast и Zavtracast. В 2017 году активно заниматься подкастингом стал портал Meduza. Позже подключились и крупные онлайн-площадки. Только за 2018 год разделы подкастов были открыты «Яндексом» в виде «Яндекс.Немузыка» и соцсетью ВК.

Надо отметить, что подкасты всё ещё малоизвестная и непонятная сфера для многих интернет-пользователей. Например, активное продвижение соцсетью «ВКонтакте» подкастов вызвало бурю негодования у аудитории. Посты о подкастинге воспринимались не иначе как реклама, о чём комментаторы активно отписывались в не самой цензурной форме. Но, как и со многими другими форматами, создатели контента в СНГ часто ориентируются на выгодность площадки. Чем больше рекламодателей придёт в подкастинг Восточной Европы, тем больше появится заинтересованных в ведении своих проектов людей.

Мы поинтересовались у одного из основателей подкаста BeardyCast Андрея Барышникова, что должно произойти с форматом в обозримом будущем, чтобы он выстрелил, как за последние годы выстрелил российский сегмент «Ютуба»:

«Я думаю, это некорректный вопрос. Сомневаюсь, что может произойти что-то такое, из-за чего подкастинг внезапно превратится в аналог YouTube. Сейчас попытаюсь развернуть эту мысль. YouTube — это первая ассоциация, которая возникает при разговоре о подкастах и о том, чего им не хватает: некая общая площадка с прозрачным ранжированием подкастов по прослушиваниям и количеству подписчиков + единый инструмент для доступа к рекламодателям и так далее. И есть компании, которые пытаются сделать такую площадку, начиная от небольших игроков, заканчивая гигантским Spotify (сервис недавно купил Gimlet Media для создания уникальных подкастов).

Однако подкасты — это децентрализованный контент, который не зависит ни от одного платформодержателя. Есть площадки, которые являются стандартом де-факто для подкастов (iTunes/Apple Podcasts), но они не хранят у себя подкасты и выполняют лишь роль онлайн-каталогов с базой подкастов.

В подкастах очень высокий порог входа, хотя кажется, что достаточно достать гарнитуру от смартфона и записать какую-то речь. Это не так. Нечего сказать — нет контента — нет слушателей. В то же время у автора видеоролика есть несколько путей развития. Например, можно делать бестолковый, но красивый контент — и такой канал будут смотреть, потому что есть люди, которые хотят видеть красивое изображение на экране. С подкастами так не получится. Я не знаю ни одного подкаста, который бы стал популярным только из-за качества звука или из-за поставленной речи ведущих.

Андрей Барышников сооснователь подкаста BeardyCast

Подкасты находятся весьма далеко от YouTube, и по своему формату они куда ближе к классическим текстовым блогам. Есть разные хостинги, разные системы метрик; отсутствует единая модель распространения — и нет ни одного «центра», который бы диктовал подкастам условия существования. Благодаря этому существуют подкасты, где ведущие обсуждают самые разные темы, в том числе — запрещённые на YouTube или в социальных сетях типа Facebook, «ВКонтакте», Instagram. Есть разные форматы повествования, а перед авторами открыты практически безграничные просторы для творчества; нет единого «стандарта», которому надо следовать (или которого надо придерживаться).

Фото: pixabay

Ничего не должно случиться с подкастингом, чтобы он начал внезапно расти. И вряд ли это произойдёт. Это постепенный процесс: больше людей начинает слушать подкасты -> больше людей начинает записывать подкасты -> больше людей слушает подкасты. А там и начинает появляться реклама; реклама, свободная от рамок и границ — как и сами подкасты».

Перспективы развития формата

Сегодня подкастинг — это огромная и открытая для всех участников платформа. На Западе крупные подкасты уже объединяются в подкаст-сети, которыми управляют специальные компании. Одна из таких компаний (Gimlet Media) была недавно куплена музыкальным стриминговым сервисом Spotify. Целью подобных приобретений в перспективе является эксклюзивный аудиоконтент, который привлечёт в сервис новую аудиторию. Многие аналитики считают, что это навредит подкастам, так как основной силой формата является его открытость и доступность.

Крупнейший игрок на рынке — Apple — ведёт себя максимально нейтрально. Они никак не регулируют и не контролируют контент на своей площадке. Но станут ли они придерживаться такой политики, если почувствуют, что у них появились настоящие конкуренты? Пока сложно об этом говорить. В любом случае, есть вероятность повторения ситуации со стриминговыми видеосервисами: сейчас существует множество крупных игроков (таких как Netflix, Hulu, Amazon и HBO), к которым уже в этом году добавятся ещё два гиганта (Disney и Apple). Пользователям, которые в своё время уходили от кабельных ТВ-провайдеров, чтобы сэкономить деньги, уже не получается экономить. Каждая из платформ предлагает что-то интересное и эксклюзивное, при этом просит ежемесячной подписки.

Что нужно, чтобы стать подкастером?

Источник: WiredCaption

В подкастах многих привлекает простота создания контента, общая свобода речи и самовыражения. В отличие от каналов на YouTube, авторам не нужно дорогое видеооборудование и особо скромным ведущим не приходится «светить себя» на весь мир.

Для записи обычной передачи вам будет достаточно:

1. Компьютера
2. Приложения для аудиозаписи
3. Хорошего микрофона
4. Соведущих или гостей (хотя всегда можно вести передачу и в одиночку)

Так как контент для подкастов почти всегда записывается предварительно — диалоги можно вести, даже находясь в разных точках мира (чем часто пользуются авторы). Для загрузки подкаста в iTunes не нужно ничего платить. Необходим лишь регулярный контент и желание его создавать.

Что нужно, чтобы слушать подкасты?

Источник: 9to5mac

На сегодняшний день существует множество популярных подкаст-приёмников как для настольных компьютеров, так и для мобильных устройств. Среди них приложения Pocket Casts, Overcast, Castro, Google Podcasts, Apple Podcasts, Beaker, Player FM, Podcast Addict и многие другие. Приложения имеют базовый набор возможностей: оффлайн и онлайн воспроизведение, уведомления о выходе новых выпусков, промотка на фиксированный кусок времени вперёд и назад по выпуску. Часто файлы подкастов имеют текстовые описания, куда включены темы программы. А некоторые приложения позволяют переключаться по главам выпуска, если такая возможность предусмотрена издателем передачи.

Однако часто разработчики привносят и некоторые уникальные возможности в опыт прослушивания. Например, умное ускоренное воспроизведение (когда приложение определяет паузы в речи ведущих и сокращает их «на лету») позволит вам слушать ещё больше интересных и полезных подкастов в свободное время.

924
Написать свой комментарий...