Разбираемся в Далай-ламах, Панчен-ламах и буддизме

Сегодня Далай-лама – это символ мудрости, спокойствия и стойкости в тяжелые времена; а для некоторых – еще и символ борьбы за свободу. Но этим все не исчерпывается. Об истории тибетских лам и Тибета – в материале Sinkabout.

Тибетский буддизм: what is it?

Индийская версия буддизма проникла в Тибет, но там впитала религиозные традиции местных народов. Дальнейшее развитие событий сделало именно тибетский буддизм доминирующим во всем мире (в Индии и Китае буддизм был оттеснен другими религиями). Именно тибетцы сохранили огромное количество древних священных текстов, утраченных в других регионах.

В рамках тибетского буддизма образовалось несколько основных школ (традиций). Самая крупная из них – традиция Гелуг, основанная в Средние века проповедником по имени Цонкапа. По легенде, этот человек обладал неистощимой тягой к знаниям и достиг такой степени просветления, что мог напрямую общаться с высшими силами.

Цонкапа считал, что религия переживает упадок, а среди монахов распространяется неподобающее поведение. По этой причине он скорректировал существующие учения, создав новую традицию. Помимо этого, он написал огромное количество философских сочинений и основал ряд монастырей, в том числе монастырь Ганден. Именно настоятель этого монастыря считается главой школы Гелуг.

Монастырь Ганден был основан в 1409 году. Во второй половине XX в. разрушен китайскими властями. Позже он был восстановлен, но часть зданий до сих пор лежат в руинах. Источник: Wikimedia.

Помимо настоятеля монастыря Ганден есть еще два важных титула: Далай-лама и Панчен-лама. Изначально они являлись духовными учителями. Помимо этого, Далай-лама в отдельные периоды истории возглавлял Тибетское государство. Эти два титула связаны посредством представлений о перерождении и наставничестве.

Их носители считаются реинкарнацией бодхисаттв – святых, отказавшихся от нирваны ради помощи всему живому (по одной из трактовок). В такой ситуации всякий раз очень важно найти именно того человека, который будет являться новым воплощением бодхисаттвы.

Для этого используется широкий арсенал испытаний и предсказаний, но последнее слово остается за одним человеком: при выборах Далай-ламы решение выносит Панчен-лама, и наоборот. То же самое касается обучения будущего ламы.

Возникновение традиции

Первые Далай-ламы не имели этого титула при жизни. У Цонкапы было несколько учеников. Один из них прославился не меньше, чем учитель. Многие годы спустя он стал считаться первым Далай-ламой.

Изображение тысячерукого бодхисаттвы Авалокитешвары, воплощения безграничного сострадания (храм в пещере около г. Сасполь). Считается, что его душа перерождается в Далай-ламе. Источник: Wikimedia.

Через несколько лет после его смерти случилось чудо: ребенок, только что научившийся говорить, рассказал родителям о своей прошлой жизни. Этот ребенок был признан реинкарнацией духовного учителя. Он добровольно избрал путь монаха, чтобы быть ближе к своим прежним ученикам, а также чтобы распространять буддизм. Именно со времен второго Далай-ламы получила распространение традиция поиска нового воплощения ламы после смерти прежнего.

Третий Далай-лама особенно прославился благодаря своему визиту в Монголию. Хотя буддизм в Монголии уже был известен, он не получил там широкого распространения. К тому же, монгольские буддисты придерживались других школ. Лама сделал многое для того, чтобы монголы перешли в буддизм школы Гелуг. Он встречался с ханом и благословил его, за что в ответ получил титул «Далай-лама» (можно перевести примерно как «великий учитель»). Все его предыдущие и последующие воплощения автоматически получали этот титул.

Краткий расцвет и зависимость от Китая

Четвертый Далай-лама происходил из рода монгольских ханов, что еще больше усилило связи Монголии и Тибета. Он ввел титул «Панчен-лама». Этот лама умер молодым – скорее всего, погиб от рук убийцы, поскольку в это время сильно обострился конфликт между разными буддийскими школами.

Мандала, созданная из песка и выставленная в Палате общин по случаю визита Далай-ламы (2008 г.) Источник: Wikimedia.

Следующий, пятый Далай-лама смог не только победить всех противников, но и создать единое независимое государство – и возглавить его. Тибет стал таким, каким его принято представлять. Лама обладал и военными, и дипломатическими талантами, за что получил прозвище Великий. При нем нападения и восстания жестоко пресекались, но к своим подданным он был милостив. Устанавливались дипломатические отношения с другими странами; многое делалось для распространения буддизма Гелуг. При этом лама признавал духовных учителей других школ – лучше знать своих противников как следует.

Смерть пятого Далай-ламы скрывалась около пятнадцати лет. Приближенные опасались, что это известие воодушевит врагов Тибета. Сроки поиска нового воплощения ламы давно истекли, поэтому новый претендент воспринимался неоднозначно. Он оказался способным человеком, но отрекся от монашества, предпочитая разгульный образ жизни. В тибетскую культуру он вошел как один из величайших поэтов.

Шестой лама умер при загадочных обстоятельствах: Китай решил подчинить себе Тибет, пользуясь разногласиями в стране. Лама был вынужден отправиться в Пекин, но умер по дороге. По легенде, он вызвал песчаную бурю, в которой и погиб, не желая предавать свой народ. По другой, более банальной версии, его просто отравили.

Дворец Потала в городе Лхаса - резиденция Далай-лам на протяжении трехсот лет. Источник: Wikimedia.

Так или иначе, в последнем своем стихотворении он оставил намек на место, где нужно искать его следующее воплощение. И оно было найдено. Новый Далай-лама занялся приведением страны в порядок, однако был отстранен от власти своими же министрами. Теперь власть ламы распространялась только на религиозные вопросы. Страна, тем временем, все сильнее попадала под китайское влияние. Только под конец жизни седьмой Далай-лама получил в свои руки и светскую власть. Он занялся реформами органов власти, отношениями с другими государствами и религиозными организациями (например, поддерживал контакты с Католической церковью). Помимо этого, он оставил после себя несколько томов сочинений.

Следующий правитель Тибета был человеком, не интересовавшимся мирской жизнью. Его рождение и детство окружены благими предзнаменованиями, и по описаниям он действительно был почти святым человеком. Но его правление нельзя назвать удачным: он устранялся от власти, и за него правили его помощники.

Непальские князья дважды нападали на Тибет, грабя и разрушая города и монастыри. В первый раз от них откупились данью, во второй потребовалась помощь Китая. К мирным переговорам Тибет не допускался. Так он еще сильнее погрузился в китайскую сферу влияния.

Большая игра

После этого последовало правление поочередно четырех Далай-лам, которые умерли в детстве или молодости и ничего не успели сделать. Китайское влияние стало заметно слабее, поскольку Китаю пришлось задействовать свои ресурсы в борьбе с растущим европейским давлением. Для Тибета это обернулось новыми проблемами: британцы уже контролировали Индию и явно не собирались останавливаться на достигнутом; христианские миссионеры убеждали тибетцев в истинности своей религии. Теперь руководство Тибета мечтало о китайском владычестве.

Далай-лама XIII (Тхуптэн Гьямцхо). Источник: Дацан Гунзэчойнэй.

При тринадцатом Далай-ламе внутри страны были проведены масштабные реформы в самых разных сферах (одним из итогов которых стал конфликт между чиновниками и духовенством). Но он мало что мог сделать. Россия и Британия делили между собой Азию, и Тибет стал камнем преткновения. Россия и Китай испугались британского вторжения, чем лама попытался воспользоваться. Он попросил военной помощи у России, но получил отказ. Позже Россия и Британия помирились, опасаясь германской агрессии в Европе. Империи решили, что стоит сохранить китайское управление Тибетом.

Через несколько лет в Китае произошла революция, монархия была свергнута. Далай-лама, скрывавшийся в Индии, вернулся в Тибет и объявил о независимости. В самом конце своей жизни он предсказал грядущие темные времена для своей страны.

The end?

Нынешний, четырнадцатый Далай-лама получил свой титул в очень непростое время. В 1950 году Тибет был присоединен к Китаю (китайское правительство называет это «мирным освобождением»). Еще девять лет спустя произошло крупное антикитайское восстание. Движущей силой восстания были признаны буддийские монахи, недовольные статусом Тибета, насильственным навязыванием атеизма, китайских языка и культуры. Монахи подверглись репрессиям, многие монастыри (в том числе древнейшие) были разрушены. Далай-лама вынужден был срочно бежать в Индию – туда же, где находилось правительство в изгнании. Случилось то, что предсказал предыдущий лама.

Далай-лама XIV (Тэнцзин Гьямцхо). Источник: Pinterest.

В последние годы Далай-лама в основном занимается религиозными вопросами. Сейчас его титул – скорее символ единства всех тибетцев, чем показатель реальной власти. Он полагает, что участие лам в политике больше не нужно, а для Тибета подойдет и статус автономии в составе Китая. Также он не исключает, что в дальнейшем институт лам и вовсе исчезнет.

В целом мирная риторика Далай-ламы в адрес Китая не встречает симметричного ответа. Его обвиняют в поддержке нацизма, терроризма и так далее. Китайское правительство порой идет и на более радикальные меры. В 1995 году был избран новый Панчен-лама. Кандидатура не удовлетворила китайскую сторону (они предлагали свою), а ребенок был «взят под защиту». Его местонахождение неизвестно до сих пор – как и то, жив он или нет.

581
Написать свой комментарий...