Sinkabout Наводим на мысли

Sink about job: бортпроводник

Sinkabout на условиях анонимности поговорил с бортпроводницей одной из авиакомпаний о том, сложно ли устроиться на работу, существует ли дискриминация по внешнему виду, сколько в среднем зарабатывает бортпроводник и может ли он посмотреть другую страну в перерывах между рейсами.
Фото: pixabay.com

Как стать бортпроводником

Конкуренция в авиации высокая. Причём как на этапе отбора, так и в процессе самой работы. Соответственно, и устроиться на работу непросто. Каждый кандидат должен пройти несколько этапов собеседования, куда входят всевозможные интервью и даже фотосессия. Первоначально человек отправляет своё резюме. Форму можно найти на сайте авиакомпании, если у них в настоящий момент идёт набор сотрудников.

В анкете большое количество вопросов, кроме стандартных. Помимо образования, причин получить эту работу, сильных и слабых сторон кандидата, для авиакомпании также важно знать ваш уровень английского — он должен быть не ниже Intermediate. Кроме того, нужно указать рост, вес и обязательно прикрепить фото — портрет и в полный рост. Если компания одобряет анкету, то вас приглашают на первое собеседование.

Фото: pixabay.com

Как проходит конкурсный отбор

Насколько я знаю, сейчас этапы собеседования немного изменились, но суть осталась такая же. В моём случае это происходило так: первое собеседование проходило в течение всего рабочего дня, с 8:00 до 17:00, и все кандидаты присутствовали там с самого утра, а уже по ходу прохождения собеседования кого-то отсеивали.

Первым делом комиссии необходимо познакомиться с каждым кандидатом лично. На этом этапе она оценивает ваш внешний вид, навыки общения, поведение, манеры, умение «подать себя», расспрашивает об образовании, жизненном опыте, навыках общения с людьми.

Следующим этапом идёт проверка знания английского языка. Кстати, если помимо английского вы знаете другой иностранный язык — это большой плюс. Лингвисты также проводят с вами интервью, и при успешном прохождении это положительно влияет на дальнейшую карьеру. После всех этих этапов из всех кандидатов остаётся примерно 20% от общего количества пришедших. Следующий пункт — фотосессия. Профессиональный фотограф делает несколько снимков, как портретных, так и в полный рост, и эти снимки отправляются уже высшему руководству. На этом первый день собеседования заканчивается. Далее вам говорят, что после оценки фото и полученной информации высшее руководство даст ответ, одобрили ли вас. В случае положительного ответа вам пришлют письмо на электронную почту с дальнейшими инструкциями.

Фото: pixabay.com

Как проходит медкомиссия

На этом этапе до вас доносят все подробности и нюансы рабочего договора, а также рассказывают о предстоящей лётной медкомиссии, которая называется ВЛЭК. Медкомиссия очень серьёзная, в течение её прохождения даже складывалось ощущение, что нас готовят к отправке в космос. Так что даже после сложного первого дня собеседования и небольшого количества допущенных к следующему были люди, которые на этом этапе принимали решение уйти. Тем, кто решил идти, выдают направления на медкомиссию, а также в МВД, куда нужно было предоставить необходимый пакет документов, подтвердить, что у вас и вашей семьи отсутствуют судимости и привлечения по уголовным делам. И если со вторым пунктом проблем нет, то с медкомиссией всё немного сложнее.

Помимо хорошего физического состояния и основных осмотров и анализов, подробно изучают историю болезней за последние 5 лет. Обращают внимание на отсутствие серьёзных травм в прошлом, отсутствие татуировок и пирсинга в нестандартных местах, а также проводят многочисленные психологические тесты.

После успешного прохождения медкомиссии вам предлагают договор на обучение в течение нескольких месяцев и работы в течение нескольких лет позже. Если медкомиссию и обучение вы проходите за счёт авиакомпании, то в течение последующих лет работы из вашей зарплаты будут вычитать эти затраты. Если по какой-либо причине вы уходите с работы до окончания договора, то обязаны заплатить остаток долга авиакомпании. Кстати, по ходу обучения вас также могут отчислить. Например, при неудачной сдаче любого экзамена (а их немало), есть всего одна попытка на пересдачу. Нельзя пропустить ни дня обучения, всё очень серьёзно.

Фото: pixabay.com

О влиянии на здоровье

Что касается конкуренции в процессе работы, то там она не меньше. Ведь требования к бортпроводникам не меняются вне зависимости от опыта работы. А сохранять хорошее здоровье с каждым годом становится всё труднее. И речь не идёт об ухудшении здоровья с возрастом, хотя это неоспоримый факт. На здоровье сильно сказывается сама работа и её специфика.

Работа бортпроводника официально признана во всём мире вредной и опасной для здоровья. Даже есть определённые заболевания, которые считаются «профессиональными», их довольно много. От варикоза до развития раковых клеток, которому способствует высокий фон радиации на высоте. Особенно это актуально для женщин-бортпроводников. У меня лично была ситуация, при которой меня чуть не списали по здоровью спустя всего пару лет работы, хотя до этого проблем и даже подозрений не было. Но всё обошлось.

О дискриминации по внешнему виду

Любая авиакомпания, как правило, заботится о своём имидже, и тут уже разговор идёт о внешнем виде бортпроводников. К сожалению, не могу сказать о зарубежных авиакомпаниях, но в отечественных зачастую пренебрегают даже таким, по моему субъективному мнению, важнейшим фактором, как опыт, в пользу внешнего вида.

Здесь как раз можно вспомнить недавний скандал в СМИ [В 2017 году стюардессы обвинили компанию «Аэрофлот» в дискриминации по возрасту и внешности — прим. Sinkabout]. Это правда. Но руководство авиакомпаний можно понять, ведь о какой физической форме может идти речь, если человек действительно имеет проблемы с лишним весом? Я не защищаю компании в этом вопросе. Их руководство, бывает, перебарщивает с требованиями, а также с методами решения появившихся задач.

Дискриминация имела и имеет место быть. Для людей, которые, по мнению руководства, уже не подходят на роль бортпроводника внешне, действительно пытаются создать такие условия, чтобы они уволились сами. Поскольку увольнять их без серьёзных аргументированных причин никто не имеет права. А на любые слова недовольства относительно условий работы со стороны сотрудников отвечают, что всегда есть много молодых, здоровых, умных и красивых новых кандидатов.

О нештатных ситуациях на борту

Нештатных ситуаций на моём опыте не было. Вернее, до них не доходило. Их удавалось избежать благодаря собственному опыту и профессионализму коллег. Очень важна работа в команде, нужно вовремя замечать нюансы, которые могли бы привести к негативным последствиям. Это тоже является прямой обязанностью бортпроводников. Мы должны следить за состоянием пассажирской кабины и аварийно-спасательного оборудования, вовремя замечать любого рода отклонения, неисправности и повреждения, предотвращая возможность появления нештатных ситуаций в полёте.

Фото: pixabay.com

Это может быть разного вида пожар, разгерметизация, аварийная посадка и подготовка к ней с дальнейшей эвакуацией пассажиров. Очевидно, что любой из случаев требует не только специально обученных и профессиональных сотрудников, но и наличия определённого оборудования на борту. Оно должно быть исправно и готово к использованию в любой момент времени и на земле, и в небе. За этим мы и следим.

Об уровне зарплат

Сложно назвать среднюю цифру. Зарплата бортпроводника складывается из оплаты количества часов налёта и множества дополнительных выплат. Они зависят от того, какой у бортпроводника стаж работы, уровень знания английского и других иностранных языков, работает ли бортпроводник в эконом-классе или в бизнес-классе… Сюда же относится и география полётов: за заграничные рейсы также полагается доплата. Так что даже в одной и той же компании бортпроводники могут получать совершенно разную зарплату. При норме налёта в месяц 80 часов минимальной зарплатой можно назвать 50000, максимальной — около 100000. И это в случае, если за сотрудником не числятся замечания и на него не наложены никакие штрафные санкции.

Об отдыхе между рейсами

Что касается времени, проведённого в странах и городах, то такие рейсы мы называем командировками. Тут всё полностью зависит от компании. У нас командировок не столь много и они не частые, от двух до четырёх в месяц. В основном на отдых нам выделяют всего одни сутки. Конечно же, этого недостаточно, чтобы успеть и отдохнуть, и посетить все желаемые места. Но при должном желании время на прогулку или шоппинг найти вполне реально.

Фото: pixabay.com

Со свободным временем после рейса всё тоже неоднозначно. На отдых могут выделить сутки или двое, а могут поставить следующий рейс спустя 12 часов после прилёта. Свой рабочий график мы знаем лишь на несколько дней вперёд. Это вызывает некоторые трудности с планированием каких-либо дел, мероприятий или даже встреч с друзьями. Но со временем жить в таком ритме можно привыкнуть.

504
Написать свой комментарий...