О доступности высшего образования для инвалидов

Корреспондент Sinkabout решил проверить, насколько приспособлены некоторые вузы Санкт-Петербурга для обучения лиц с ограниченными возможностями. О том, возможно ли человеку в инвалидном кресле получать образование в очной форме, с какими трудностями можно столкнуться и что по этому поводу говорят работники самих университетов, читайте в нашем материале.

Для людей с ограниченными возможностями очная система обучения — далеко не самый удобный вариант, ведь в таком случае в университет придётся ездить каждый день, подниматься и спускаться по лестницам, так как занятия могут проходить в разных аудиториях, на разных этажах и даже в разных учебных корпусах. Некоторые учебные заведения предоставляют программу получения высшего образования дистанционно, но если такой возможности не будет, придётся выбирать между дневной и вечерней формой обучения, и посещать университет придётся в любом случае.

Ситуация с оборудованием улиц и общественных мест в Петербурге неоднозначна: с одной стороны, есть съезды и пониженные бордюрные камни, пандусы при входе в метро и в подземных переходах. С другой стороны, нередко бывает так, что пандусы слишком круты, и человек в инвалидной коляске имеет все шансы с разгону упасть лицом на асфальт.

Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого

Итак, пониженный бордюр присутствует. Прямо у закрытого на железный замок входа. Как и пешеходный переход. Зачем так сделали, остаётся только догадываться, ведь у ближайшего к метро входа на территорию университета самый обыкновенный, не пониженный бордюр.

Путь в никуда. Источник: Sinkabout

Двигаемся дальше: вход в главное здание ремонтируется. Соответственно, ни о каких пандусах на временный деревянный настил при входе не может быть и речи.

В фойе прямо перед небольшой лестницей стоят турникеты, никаких приспособлений не видно, лифта тоже. Чуть дальше — главная лестница в классическом стиле, довольно широкая, но опять же — никаких видимых признаков оборудования для инвалидов. Решили остановиться и спросить первого встречного: «У меня в группе инвалидов нет, да и приспособлений никаких я не замечал. Думаю, без посторонней помощи колясочнику не обойтись», — объясняет Дмитрий, студент политеха.

Без посторонней помощи человеку на коляске тут явно не обойтись. Источник: Sinkabout

Звоним в приёмную комиссию, говорим, что хотим поступать в политех, но из-за инвалидности необходимы соответствующие условия. Девушка вежливо отвечает: «К сожалению, некоторые корпуса у нас для этого не приспособлены. Ну как, таких большая часть. Лифты тоже есть не во всех корпусах, так как некоторые здания очень старые. Учиться получится, только если кто-то будет помогать вам с передвижением».

Стоило ли тогда использовать исторические или просто старые здания в качестве учебных, если они доставляют массу технических неудобств? Может ли историческая ценность здания, стиль интерьера быть оправданием в таком деле? Пока на эти вопросы ответов нет.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

Пока искали главный вход, на глаза попались служебные двери, возле которых есть специальная кнопка для вызова помощи. В приёмной комиссии пояснили: «У нас есть собственная служба для помощи инвалидам, также кое-где есть устройства для передвижения по университету (если передвигаться на коляске самостоятельно), а где-то необходимо нажать на кнопку, и тогда уже наша служба помогает. Основная сложность в том, что у нас есть исторические лестницы, в которые никак не вставить лифт, и поэтому в таких случаях должны помогать наши сотрудники».

Любопытно, что такой кнопки нет на главном входе. Источник: Sinkabout

Однако на главном входе в здание (благо есть турникеты с раздвижными створками) на лестнице отсутствуют видимые приспособления, да и исторической назвать её сложно.

Решили узнать мнение охранника «ЛЭТИ»: «Как видите, на самой лестнице никаких пандусов нет. Зато у нас есть специальное кресло, или что-то типа того — специальное оборудование, так что если надо — стоит только позвать — помогут, поднимут».

На вопрос о том, встречал ли охранник таких студентов-инвалидов в колясках (ведь если посещать занятия регулярно — они постоянно будут помогать с коляской и лестницами, а значит, в любом случае запомнят), был получен отрицательный ответ: «Сколько работаю, ни разу за свои смены не видел. Наверное, никто на постоянном не учится».

Санкт-Петербургский государственный университет

Как известно, здания факультетов СПбГУ разбросаны по всему Петербургу, поэтому мы решили проверить сразу несколько из них.

Первое, главный административный корпус — историческое здание 12 коллегий. Парадная лестница в данный момент на ремонте, никаких пандусов не видно. Примечательно, что на втором этаже этого корпуса расположен актовый зал, в котором проводятся различные конференции, концерты и так далее. Историческое здание петровских времён лифтом не оборудовано, а это значит, что, скажем, на концерт к 9 мая ветераны вынуждены сами подниматься по лестнице, притом что многие уже в принципе просто не в состоянии ходить.

Неподалёку располагается здание Института истории, и там ситуация не лучше: вход находится в глубине арочной галереи. Чтобы попасть в неё, нужно преодолеть ступень массивного фундамента. Лестницы внутри расположены в крайних сегментах, со стороны выглядят как самые обыкновенные из петербургских парадных, без лифтов и спецоборудования.

Самая обыкновенная лестница в Институте истории СПбГУ. Источник: Sinkabout

Но больше всего удивляет Институт наук о Земле на 10 линии В.О.: чтобы дойти до входа, нужно сначала подняться по большой крутой лестнице, а чтобы выйти во внутренний дворик — по такой же спуститься. Отдельная тема — традиционные для университетов аудитории-амфитеатры, в которых сидячие места расположены по уровням. Про удобство таких аудиторий для людей с ограниченными возможностями здоровья говорить не стоит. Такие помещения располагаются не только в Институте наук о Земле, здание которого было построено в 1885 году для Высших женских курсов, но и в других исторических корпусах университета.

Чтобы добраться до входа и турникетов, нужно сначала подняться по лестнице. Источник: Sinkabout

В приёмной комиссии прокомментировать что-либо не смогли и посоветовали позвонить в Управление по делам молодёжи. Звонок туда также не принёс внятного ответа: «Мы в этом вопросе совсем не разбираемся, не знаем, почему вас направили к нам. Попробуйте обратиться в приёмную первого проректора по учебной работе».

Ни малейшего намёка на пандус. Источник: Sinkabout

В здании Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» 7 этажей и тоже нет лифта. Лестница довольно узкая и неудобная, как и форма самого здания — будущие журналисты располагаются в бывшем доходном доме А. Г. фон Нидермиллера. Здание высокое и узкое, состыковано с соседними (как и другие на 1 линии В.О.), так что необходимости установки лифта противостоит острая нехватка места.

Что мы выяснили?

В ходе нашей небольшой ревизии стало понятно, что доступная среда в университетах зависит от двух факторов. Первый — степень историчности учебных зданий: чем старше, тем меньше архитекторы прошлого задумывались о людях с ограниченными возможностями. Тем не менее, первый фактор может быть компенсирован вторым — волей университетского руководства: никто не мешает установить подъёмники или хотя бы пандусы, не говоря уже о кнопках вызова специального персонала.

Так что на данный момент дистанционное обучение — единственный подходящий вариант в нашем случае. Очное обучение для колясочника даже в топовом петербургском университете — миф. Что уж говорить про ситуацию в регионах.

249
Написать свой комментарий...