Sinkabout Наводим на мысли

Корабль, чтобы грозить шведам: историческая модель «Полтавы»

В этом году парад ко Дню ВМФ будет принимать знаменитый корабль «Полтава». Перед этим знаменательным событием линкор специально отбуксировали из Лахты на Английскую набержную, а потом планируют – к Эрмитажу. Об этом корабле и его реальном историческом прототипе читайте в материале Sinkabout.

Кто последний на корабль?

Петербуржцы – люди хитрые. Зачем платить за экскурсию 600 рублей, если целых два дня на корабль можно попасть бесплатно? Так рассудили несколько тысяч человек, образовав на Английской набережной очередь на час-полтора. Пока одни не выдерживают и уходят, другие умильно наблюдают за уточками и обсуждают океанический лайнер, который стоит поблизости. Впускают группами по 15 человек, одна экскурсия – ровно 15 минут – своеобразный конвейер. Наконец, корреспондент попадает на борт.

Огромная очередь на бесплатную экскурсию.

«Полтава» не сразу строилась

Воссоздать точную исторически верную копию корабля – задача непростая. Особенно когда практически не осталось никаких исторических документов: ни чертежей, ни описаний. Авторов проекта вдохновил зарубежный опыт подобных реконструкций:

«В мировой практике уже существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей – например, французский фрегат «Гермиона», на котором Ла Файет отправился в 1798 году на помощь Американским штатам в их войне за независимость или недавно построенный корабль Вест-Индской компании «Батавия» в Нидерландах. В истории современной России была лишь одна попытка – действующая реплика фрегата «Штандарт», спущенная на воду в 1999 году».

Всё началось в 2012 году, в трёхсотлетний юбилей той самой оригинальной «Полтавы». Целый год команда исследователей восстанавливала проект, и летом 2013 года корабль официально заложили.

Корабль на причале Английской набережной.

Уже на этапе проектирования конструкторы столкнулись с трудностями: так как конкретные чертежи отсутствовали, проект составляли согласно косвенным документам, например, адмиралтейским сметам. Важную роль сыграла и гравюра голландского художника Питера Пикарта: по ней декораторы восстанавливали уникальную резьбу на корме линкора. Из качественного дуба были вырезаны фигуры Посейдона, повелителя морей, и Георгия Победоносца – аллегория Петра. Юноши, падающие в море, – это поверженный шведский король Карл ХII.

Восстановленная по гравюре резьба.

При постройке оригинального корабля использовались новейшие технологии. В петровские времена для мачт искали высокие и ровные сосны, их так и называли – мачтовые. В современной «Полтаве» от такого неэкологичного использования древесины отказались – эти мачты внутри полые и сделаны из клееных элементов. То же можно сказать и о герметизации. Раньше это делали при помощи пеньки и смолы, сейчас используют современные синтетические герметики. Что осталось неизменным – так это внешний вид и оснастка корабля. Здесь всё продумано до мелочей.

Трёхтонная гальюнная (расположенная на носу корабля) фигура льва.

Например, фальшборт окрашен в красный цвет – как и на лучших боевых кораблях нового времени. Смотрится торжественно, а цель довольно прозаическая: во время морских сражений матросы постоянно получают ранения и их кровь повсюду. А красное на красном – не видно. Вот она какая, психотерапия прошлого.

Или ещё пример: пушки на шканцах (возвышение на палубе, где находится штурвал и капитан) сделаны не из чугуна, а из бронзы. Именно на шканцевые пушки Пётр I конфисковывал колокола из церквей (позднее Екатерина Великая отнекивалась, мол «не я брала — не мне возвращать»). Дело в том, что если бы эти пушки были как и все остальные – чугунными, то это вызывало бы отклонения в работе самого главного навигационного прибора – компаса. А бронза не обладает магнитными свойствами, поэтому такое решение помогает не терять курс в открытом море.

Пушки на снимке отлиты из бронзы.

Историческая точность настолько высока, что на корабле нет двигателя – только паруса. Поэтому и передвигаться «Полтава» может лишь при помощи буксиров, ведь, как говорят на экипаже, паруса ставить нельзя из-за юридических проблем.

Неповторимый оригинал

Настоящую «Полтаву» спустили на воду в 1712 году. Своё название она получила в честь Полтавской битвы, которая произошла 27 июня (8 июля) 1709 года. Победа была значительная, ведь именно она сокрушила могущество королевства Швеции. В конце концов, это привело к полному её поражению, и с тех пор Швеция была не так уж и значительна по сравнению с другими странами Европы. Пётр I чувствовал важность победы и решил её увековечить к вящей славе Российского государства.

Штурвал крутило несколько человек.

Уже через полгода был готов проект большого корабля. Пётр I лично участвовал в разработке, а помогал ему бывалый кораблестроитель Федосей Скляев. Он был верным царским товарищем ещё со времён «потешных войск», к тому же был прекрасным мастером. Однако постройка корабля спотыкалась о различные трудности. То пеньки нет, то судостроительного леса, то плотников. Однако, в конечном счёте это не помешало царскому плану претвориться в жизнь, и корабль спустили на воду спустя несколько лет постройки. Кстати, сделали это в Адмиралтействе, меж двумя его флигелями, где в петровские времена были сухие доки.

«Полтава» была линейным кораблём, сокращённо линкором. Такие суда использовались для особой линейной тактики, когда корабли выстраивались в одну шеренгу боком к противнику и давали огонь из боковых бортовых орудий. На «Полтаве» было 54 пушки, которые располагались на двух палубах. Для обслуживания такого большого корабля нужен был соответствующий экипаж – 350 человек.

Член экипажа современной "Полтавы".

Оксана Роде, руководитель экскурсионного центра верфи исторического судостроения «Полтава» о моряцком быте:

«Матросы работали вахтами, по 12 часов – один служит, другой отдыхает. Делили одно койко-место на двоих, ведь гамаков на петровском флоте ещё не было. Вместо этого — тюфяки, набитые сеном. Ели группами из одной большой миски. Было важно соблюдать определённый интервал, ведь собственная скорость у всех разная и кто-то наестся, а кто-то останется голодным. Горячая пища была только раз в день, остальное время – сухпаёк, сухари с водой или пивом. Кстати, пива запасали больше, чем воды. В долгом плавании она начинает цвести, а алкоголь обеззараживает напиток».

Корабль исправно служил почти 10 лет, до 1721 года. Потом во время шторма у него серьёзно повредились фок- и грот-мачты (передняя и средняя). Его восстановили, но все уже прекрасно понимали, что гордость петровского флота годится только для учебных целей. После смерти императора с корабля сняли пушки, и было решено починить «Полтаву». Так и не дождалась она помощи, вот и сгнила на верфях. Говорят, что Пётр I приказал, чтобы «такому кораблю всегда быть на флоте Балтийском». Когда одна «Полтава» приходила в негодность, кораблестроители создавали новую, по современным на тот момент технологиям. Нынешняя модель – уже девятая «Полтава» по счёту.

Корабельный колокол - рында.

Большое плавание?

После парада ко Дню ВМФ «Полтаву» снова отбуксируют на её постоянное место жительства в Лахте. В планах открытие целого музея исторического судостроения. «Полтава» должна стать центральным экспонатом. Однако экскурсии водят уже сейчас – их длительность составляет около часа. На Английской набережной демонстрировали их 15-минутную демо-версию.

По словам Оксаны Роде, руководителя экскурсионного центра верфи исторического судостроения «Полтава», в Ночь музеев парусник является одним из самых посещаемых музейных объектов.

Гости парусника на высоком трапе.

571
Написать свой комментарий...