Sinkabout Наводим на мысли

Город, которого нет: 5 архитектурных проектов Петербурга, которые так и не были осуществлены

Искусствоведы и архитекторы часто задумываются, как бы выглядел город на Неве без Зимнего дворца, Адмиралтейства или чего-то новее — скажем, Лахта-центра. А что если наоборот — представить то, что хотели построить, но так и не построили? Sinkabout собрал 5 самых интересных градостроительных проектов Петербурга, которые так и не реализовались.

1. Здание Государственной Думы Российской империи

Когда вступил в силу манифест 1905 года и появилась Государственная Дума, остро встал вопрос: где же будут заседать депутаты? Для бурных обсуждений, работы прессы и общественников нужно было отдельное здание. Нет ничего более постоянного, чем временное, и поначалу имперская Госдума квартировала в Таврическом дворце. Для её ПМЖ был объявлен конкурс на здание, по достоинству отражавшее величие совещательного органа.

Председатель Петербургского общества архитекторов И. С. Китнер заявлял:

«Новое начало, положенное в основу будущего государственного строя нашего отечества, несомненно, должно отразиться в сфере деятельности русских зодчих».

Как замечает искусствовед Вадим Басс, у русских архитекторов не было собственной традиции постройки парламентов. Поэтому представленные на конкурс работы отличались крайней пестротой стилей, размеров, архитектурных решений, даже мест расположения. Это, например, неоклассический проект архитектора А. И. Дмитриева, признанный лучшим.

Проект А. И. Дмитриева. Источник: sobaka.ru

Предложение архитектора и исследователя древнего зодчества В. В. Суслова в стиле древнерусского терема получило пятое место. Однако проекты выбивались из исторического облика Петербурга, да и с финансированием были проблемы, поэтому все идеи остались только на бумаге.

Проект В. В. Суслова. Источник: sobaka.ru

2. Театр оперы на Марсовом поле

На Марсовом поле хотели построить не только здание Государственной Думы. Вообще это пространство в Петербурге часто использовалось для массовых мероприятий — парадов, военно-спортивных праздников, тут даже проводили первенство мира по конькобежному спорту и международный чемпионат по хоккею. И вот в 1884 году, когда Большой театр перестроили в Консерваторию, объявили конкурс на проект театра оперы и балета. В итоге проектом занялся академик, главный архитектор дирекции Императорских театров В. А. Шрётер. Проект занимал треть Марсова поля и оставлял место для проведения массовых событий.

Главный и задний фасады театра оперы. Источник: archodessa.com

Парадное здание в стиле эклектики стало бы новой доминантой центра Петербурга. Сохранился номер журнала «Зодчий», в котором сам архитектор описывал театр. Так, будущий проект вмещал бы 2100 зрителей, 150 музыкантов оркестра. Сцена была бы сделана по образцу Гранд-Оперы в Будапеште — она состояла бы из секций, которые приводились в движение системой гидравлических двигателей Asphaleia. Весь театр, за исключением дверей и настила на сцене, предполагалось сделать из несгораемых материалов. К сожалению, проект так и не был реализован — в основном из-за нехватки финансирования.

3. Эстакадный метрополитен

Проекты петербургского метрополитена стали возникать аж с начала XIX века. Известно, что некто Торгованов предложил проект туннеля, который соединил бы Адмиралтейскую сторону и Васильевский остров. Император Александр I распорядился премировать изобретателя 200 рублями и взять с того расписку, что Торгованов впредь не будет предлагать подобные «прожекты».

В течение XIX века появлялись те или иные предложения, которые могли бы стать предтечами метро. По-настоящему систему городского рельсового транспорта предложило правление Балтийской железной дороги в 1889 году. Согласно плану, метро строилось не в туннелях, а… на эстакадах. Смелый проект объединял городские вокзалы: Балтийский, Варшавский (ныне не действующий), Царскосельский (Витебский), Николаевский (Московский) и Финляндский.

Ещё в XIX веке задумывались, как быстро перемещаться между вокзалами. Источник: mirmetro.net

Проект инженера П. И. Рашевского в 1901 году опоясывал Петербург в кольцо для «улучшения дачного, пригородного и городского движения». Масштабная дорога не только связывала город с дачными предместьями, но и соединялась с железнодорожными путями Финляндского направления. Проект так и не был реализован.

Чем не кольцевая линия? Источник: mirmetro.net

Пожалуй, самый известный проект метрополитена принадлежит гражданскому инженеру П. И. Балинскому. Предполагалось построить Центральный вокзал на месте Обуховской больницы, 11 радиальных и одну кольцевую линию общей длиной в 102 километра. Поезда бы шли со скоростью 40-75 км/ч на массивных стальных эстакадах. Проект стоил бы больших денег и по нынешним временам — 190 млн руб. Однако, по заверению Балинского, уже в первый год метрополитен принёс бы в казну 2,5 млн руб., а впоследствии доход только бы увеличивался. У проекта было много сторонников, но и противников хватало — по настоянию императора Николая II, Городская дума столицы предложение отклонила.

Примерно так представлял себе эстакадное метро П. И. Балинский. Источник: dic.academic.ru

4. Концертный зал на Стрелке Васильевского острова

В начале ХХ века Петербург отмечал двухсотлетний юбилей. Солидной дате отдавали должное не только празднествами, но и совершенно безумными идеями. Среди них — грандиозный выставочно-концертный зал. И не где-нибудь, а на Стрелке Васильевского острова. Дерзкий проект предусматривал искусственную насыпь в акватории Невы, а на ней — массивное здание со множеством колонн, декоративных элементов и увенчанное зубчатой короной. Модернистское детище архитекторов В. И. Шёне и В. И. Чагина настолько сильно контрастировало со спокойным барочно-классицистическим ансамблем Стрелки и Невы, что даже его смелые современники ужаснулись.

Пафосный зал напоминает египетский храм. Источник: соцсети

Проект имел ярко выраженную коммерческую направленность. Днём зал освещался бы через большие стеклянные купола, вечером — модным тогда электричеством. Внутри — роскошные интерьеры и дорогая мебель. Не забывали и об идейном наполнении: пышный и торжественный «храм искусства» в прямом смысле заслонял уже тогда приходящий в упадок «храм золотого тельца» — Биржу. Особым шиком в век модерна, в век веры в могущество человеческого разума, было то, что концертный зал стоял бы на искусственной, отвоёванной у природы почве. Это и стало ахиллесовой пятой проекта — хоть концертный зал и одобрили, но заставили поменять расположение. Это уничтожало всю привлекательность идеи, и она так и осталась на бумаге.

Схема намыва на Стрелке. Источник: 5arts.info

5. 400-метровая статуя В. И. Ленина

Когда Владимир Ильич Ленин скончался, сразу же возникла идея увековечить его память. Архитектор В. Щуко мигом разработал проект 400-метрового монумента, который будет символизировать всё — величие личности Ленина, победу мировой революции, гений человеческого разума, свободу, равенство, братство и прочие хорошие вещи. По идее архитектора, статуя будет не отлита целиком, а склёпана из листов металла руками сотен рабочих. Вот она — мощь советского метафорического мышления. Статуя гордо вздымала руку и показывала не то на объятую революцией Россию, не то на весь мир, который эта революция покорит.

Гордость советского времени. Источник: ussr.totalarch.com

100-метровый памятник опирался бы на 300-метровый постамент. Внутри опоры вождя пряталась понижающая подстанция Волховской ГЭС, «любимого детища Ленина». И размещаться она должна была бы на Троицкой площади, а не на площади Финляндского вокзала, или, как она называется сейчас, Площади Ленина. Однако от идеи отказались, и памятник вождю мирового пролетариата сделали намного скромнее и с визуальной отсылкой на башню броневика.

В конце концов вождю поставили именно такой памятник. Источник: personalguide.ru
244
Написать свой комментарий...