Sinkabout Наводим на мысли

Цвет настроения серый: архитектура Петербурга и её оттенки

Существует стереотип, что Санкт-Петербург — это один из самых мрачных, тёмных и бесцветных городов России. Какого цвета город на Неве на самом деле? Sinkabout — о цветовых законах и фирменном петербургском цвете.

С новым цветом!

Многие правители России направляли свой властный взор не только на внутреннюю и внешнюю политику, но и на такие будничные вещи, как цветовое оформление Петербурга. Как выяснили историки, Пётр I приказывал оформлять новорождённую столицу в красном и белом цвете. Из дошедших до нас зданий этому указу соответствует здание Двенадцати коллегий, которое сохранило свой внешний облик практически без изменений. Ещё повелением Петра Алексеевича для придания городу солидности наскоро построенные деревянные дома красили под кирпич. Например, именно так выглядел первый Зимний дворец, построенный в 1708 г.

Бывшее петровское правительство до сих пор хранит свои фирменные цвета. Источник: opeterburge.ru

Более основательно цветовым вопросом занялся Александр I. После Отечественной войны 1812 года выяснилось, что в восстанавливаемой Москве «некоторые дома выкрашены весьма грубою краскою». В декабре 1817 г. вышел императорский указ, который устанавливал чёткие правила по окраске зданий: например, запрещалось «пестрить дома краскою, как, например, чёрные ставни и двери на выбеленных домах». Указ даже перечислял правильные, по августейшему мнению, цвета: белый, палевый, бледно-жёлтый, светло-серый, «дикой» (по определению В. Даля, «сероватый, серый, пепельный, подседный; не буросерый, а голубосерый»), бледно-розовый, сибирка с примесью белой краски (зеленоватый) и жёлто-серый. Передать цвет на словах очень сложно, поэтому указ обязывал министерство полиции изготовить образцы надлежащих цветов и разослать по губерниям.

Вот так мог бы выглядеть Петербург во времена Александра I. Источник: Sinkabout

Однако со временем правила оформления домов становились всё либеральнее. Так, Николай I в 1844 году выпустил указ «О дозволении расписывать обывательские дома снаружи разноцветными красками».

К вопросу вновь вернулись почти через 100 лет. В 1933 году при Архитектурно-планировочном отделе Ленсовета организовали специальную Группу окраски фасадов, которая была ответственна за разработку цветовых решений для Ленинграда. В 1950-х — 1960-х Группа под руководством Елены Хмелевской, ученицы художника-авангардиста М. В. Матюшина, проделывает колоссальную работу — послойно анализирует цвета штукатурки на исторических зданиях. Итог работы — колерная карта, которая была завершена в 1966 г. В ней содержалось 40 образцов «самых петербургско-ленинградских» цветов, которые были наиболее распространены на протяжении истории города. Эта колерная карта стала официально утверждённым эталоном, которым пользовались при постройке новых домов или перекрашивании старых.

Колерная карта Е. Хмелевской. Источник: ru.wikipedia.org

Цвета современного Петербурга ориентируются на многолетние традиции. Разработка Е. Хмелевской, только адаптированная под современные технологии, лежит в основе и современной цветовой палитры города.

Современная колерная карта выглядит так. Источник: kgainfo.spb.ru

На вкус и цвет фасада нет

Зимний дворец множество раз менял окраску: первоначально Бартоломео Франческо Растрелли, главный архитектор проекта, остановился на охристо-жёлтом. Кровля дворца имела естественный металлический цвет и ярко блестела на солнце, хотя при Екатерине II её были вынуждены покрасить «под вид белого железа». Однако после пожара 1837 года при восстановлении дворца цвет крыши был изменён на красно-коричневый. С учётом советского времени крыша дворца оставалась красной более 100 лет! Во время правления Александра II оттенок стен дворца постепенно становится более насыщенным, и при Александре III дворец приобретает вовсе кирпичный цвет. В начале ХХ века в оформлении фасадов здания символично преобладают красные цвета, словно предвещая революцию.

Красный Зимний запечатлён на картине «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого».
Источник: artchive.ru

Но так продолжалось недолго: с конца 1920-х стены перекрашивали каждые несколько лет — очевидно, никак не могли определиться с лучшим вариантом и испробовали всё — от серо-зелёного до оранжевого. Во время Великой Отечественной войны с целью маскировки многие здания были перекрашены в серый цвет, и только потом специальная комиссия предложила окрасить Зимний в привычный нам изумрудно-голубой, оставив лепной декор песочного цвета. Так он выглядит и сейчас, хотя то и дело всплывают инициативы вернуть дворцу его первоначальный цвет.

Солнечный цвет

Адмиралтейство, Меншиковский дворец, Русский музей, Александринский театр, Александро-Невская лавра, Петропавловский собор, Константиновский дворец, Гостиный двор — этот список жёлтых достопримечательностей можно продолжать очень долго. Возможно потому, что самый северный мегаполис больше всего нуждается в солнечном свете. Хотя Достоевский и критиковал Петербург за «грязную желтушность», от «суровой» реальности никуда не убежать: этот цвет остаётся одним из главных в цветовой палитре Северной столицы даже спустя полтора века.

Жёлтый двор-колодец — узнаваемый символ Петербурга. Источник: ru.wikipedia.org

Доказательством тому будут бесчисленные жёлтые дворы-колодцы. Возможная причина — то, что в XIX веке одним из самых дешёвых, а значит доступных красок была охра — гидрат окиси железа с примесью глины. Потому-то и были выкрашены в грязно-жёлтый цвет больше половины петербургских домов. Сейчас жёлтых домов значительно меньше, чем было раньше, в том числе из-за Достоевского, который подпортил репутацию фирменному цвету культурной столицы.

Хоть глаз выколи

О влиянии цветов в интерьере на психику человека сказано довольно много: все знают, что зелёный успокаивает, жёлтый наполняет оптимизмом и радостью, а яркие тёплые цвета могут вызывать аппетит. А про цвета фасадов задумываются уже не так часто, хотя они тоже оказывают воздействие на психику человека. Сейчас самое распространённое требование к цветовой гамме фасада среди потенциальных жильцов новостроек — «лишь бы не грязно-серый, унылый, как старая хрущёвка».

В итоге получается так, что в Петербурге и пригороде новые жилые комплексы строятся уже без учёта исторической цветовой гаммы, характерной для центра города. Причём чем дальше район, тем специфичнее ЖК может выглядеть, так как вокруг нет никаких визуальных доминант. Одни скажут, что это — специфика исторических городов, «надо же как-то выкручиваться, совмещать старое и новое». Другие — что при строительстве новостроек дело доходит до шизофренического абсурда. Третьи — что это дело вкуса покупателей и строительных компаний.

Даже не сказать, что это один город. Источник: trend-spb.ru, lounge-room.ru

Только такой тренд почему-то не распространяется на территории ЕС — там стараются всё же органично вписывать здания в существующую панораму города. Возможно, дело в национальном характере? Или же климатическом поясе и степени загрязнённости города — и чем больше вокруг грязи, тем больше ярких пятен требуется для баланса? В любом случае стремление архитектора показать свою оригинальность не должно противоречить естественным психологическим потребностям человека.

Николай Медведев, психолог:

Существует ошибочное мнение, что яркие цвета исключительно положительно влияют на человека. Но это не так: яркий красный, жёлтый могут отрицательно сказаться на психике, повысить возбудимость. Яркие холодные цвета тоже плохо влияют, например, легко утомляются глаза. По той же причине вредны и контрастные оттенки. Поэтому главное правило — умеренность. Чем ближе к природным цветам, тем ближе к психофизиологии человека. Лучшие цвета — персиковый, бежевый или нежно-оранжевый.

125
Написать свой комментарий...