Sinkabout Наводим на мысли

Что такое «Акатуй» и как его отпраздновали в Петербурге

Второго июня в парке Малиновка (Красногвардейский район) под проливным дождём прошло празднование чувашского праздника Акатуй. О его истории и самых ярких моментах мероприятия читайте в новом материале Sinkabout.

Чему посвящён акатуй?

Акатуй, или праздник плуга, — весенний праздник сева, посвящённый земледелию. Он торжественно отмечается чувашами с середины мая по первую декаду июля, так что название «весенний» довольно спорно. Исторически он связан скорее с окончанием летних посевных работ. Раньше Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался с окончанием сева яровых культур (однолетних растений).

Событие традиционно сопровождается рядом обрядов и ритуалов, а столь необычное и резкое для слуха название появилось от слияния в чувашском языке морфем «ака» (пашня) и «туй» (торжество, пиршество). Ещё его поэтично называют «свадьба плуга и земли».

Как раньше праздновали акатуй?

После встречи нового года (чув. — мăнкун) чуваши начинали подготовку к весенним полевым работам, ведь нужно было отремонтировать сельскохозяйственные орудия, отобрать и подготовить семена. И уже в последних числах апреля начинали готовиться к торжествам, посвящённым полевым работам — акатую.

По традиции на этот праздник варят пиво, готовят угощения, даже красят яйца. Торжество может растянуться на долгий срок, но обычно это где-то неделя. Причём праздновать могут в разные дни: кто готов, тот и зовёт в определённый день знакомых, родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол, в центре которого — алтăр (шаровидный сосуд) с пивом и каравай хлеба с кругом сыра на рушнике (вышитом полотенце).

Начинается праздничный ритуал: всех присутствующих угощают пивом и традиционной закуской, которая обязательно состоит из растительной и животной пищи. После самый опытный и уважаемый гость запевает праздничную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»). Потом гости молятся о хорошем урожае, повернувшись ко входу в избу, как принято и у других тюркских народов. Далее начинается пир, и чем богаче угощение, тем больше будет урожай.

Празднование завершается торжественной процессией на поле. Во время традиционной песни чуваши разбрасывали вокруг кусочки принесённой еды и расплёскивали пиво — это угощение духам земли.


После обращения к божествам чуваши веселились прямо в поле — гадали на палках и яйцах, пели и танцевали. Праздник завершался только к вечеру. Чуваши относились к нему трепетно, считали, что уклон от традиций мог навлечь беду на всех, поэтому участие в акатуе было обязательным.

Во время акатуя проводились традиционные состязания. Призы готовились заранее. Считалось, что каждая семья должна внести свой вклад: вышитые полотенца, тканые пояса, яйца, рубашки и т. д. Богачи могли пожертвовать целого барана.

Сами состязания выявляли самых ловких и сильных. Соревновались в стрельбе из лука, борьбе, беге на дистанцию и прыжках. Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса использовалось полотенце. Оставшийся непобеждённым борец получал титул богатыря. Силу также показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодёжь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования. Победителям дарили призы, которые привязывали к шеям лошадей.

Было место и шуточным соревнованиям: бег в мешке, «бег на трёх ногах», разбивание горшка и т. п. Судило соревнования жюри, состоящее из уважаемых и влиятельных стариков. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи.

После состязаний чуваши разбивались на возрастные группы, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера. Однако старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе приезжих из родственников и знакомых и пировали допоздна.

Акатуй в Петербурге: и ливень не помеха

Чувашское землячество традиционно проводит этот праздник в Северной столице вот уже более 10 лет. С 2016 года его включили в состав национальных мероприятий, поэтому сейчас он проводится при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики города и Санкт-Петербургского Дома национальностей.

Программа фестиваля, включающая выступления фольклорных и танцевальных ансамблей, артистов, музыкантов, различные творческие мастер-классы и дегустацию национальной кухни, отражала колорит чувашской культуры.

В этом году праздник омрачил дождь, который с завидной периодичностью лил весь день. Но люди всё же приходили, кто под зонтами, кто в дождевиках. Пока организаторы укрывали технику от влаги, артисты спасали свои костюмы, накидывая поверх водонепроницаемые куртки. А зрители размещались прямо на мокрых скамейках перед сценой, кучковались под зонтами.

По традиции началось всё с раздачи угощений: хлебный каравай, сыр, пиво. Под защищающим от дождя тентом попробовать угощения мог любой желающий. В принципе, все мастер-классы проходили в палатках, поэтому ничего выкидывать из программы не пришлось.

«Есть такое чувашское блюдо — шартан. Мы будем угощать людей, чтобы они попробовали, что это такое, — поделился председатель чувашского культурного общества Санкт-Петербурга Владимир Живов. — Это мясное блюдо без всяких ингредиентов. Там только мясо, соль и перец. Оно готовится в печи — настоящий шартан выпекается в течение 5-6 дней».


Детям больше нравилось участвовать в чеканке монет, поэтому спокойствие парка изредка нарушали громкие удары молота. Неподалёку демонстрировалось ремесло работы со стеклом.


Но самой популярной всё же была палатка с национальными украшениями: вышивкой, плетением, тканями, кружевом, вязаными куклами и элементами чувашской парадной одежды.

В качестве музыкального сопровождения вместо фонограммы из колонок выступил костюмированный хор с барабаном и баяном (который, кстати, в отличие от всех старательно укрывали зонтом).

Открыл праздник символический обряд угощения предков, а после почётным гостям поднесли чарку с хмельным напитком. «Это молодёжь, которой интересна наша культура, несмотря на то, что они уезжают, покидают свои края родные и живут здесь, в Петербурге, — рассказала певица Танина Лодоре. — Я могу сказать, что все они очень успешные. Сегодня вы увидите это на сцене. Среди наших, чувашей, есть и хорошие хореографы, и люди, которые преподают в лучших вузах города, и в консерватории».

Любой желающий мог сфотографироваться с артистами в традиционных чувашских костюмах. Ряженые, пока не начался ливень, лихо отплясывали прямо посреди детской площадки, на которой и проходило само мероприятие.

В обед начались сценические представления коллективов: песни, танцы, театральные перформансы, восхваляющие земледелие. «И неважно, что сейчас это только дань традициям: именно это соединяет поколения».

Фотографии: Олег Захаров

1480
Написать свой комментарий...