Sinkabout Наводим на мысли

Один за всех: почему в русском кино снимаются одни и те же актёры

Ежегодно театральные ВУЗы России выпускают несколько сотен новых лиц индустрии. Сколько актёров, не имеющих специального образования, приходит на кастинги — сложно сказать даже приблизительно. Однако если взглянуть на актёрский состав практически любой российской кинокартины, выходящей в широкий прокат, может показаться, что артисты кочуют из фильма в фильм. Sinkabout — о том, почему так происходит.

Конкуренция в прокате с Голливудом

Российский кинематограф имеет богатейшее наследие, но при этом его репутацию нельзя назвать хорошей. На экраны регулярно выходят амбициозные картины, по итогу оставляющие зрителей в лучшем случае в недоумении. Ярким примером последних лет можно считать наш ответ студии «Marvel» — супергеройскую картину «Защитники». Из-за этого аудитория всё сильнее укрепляется в мысли, что на Западе снимают во всех отношениях лучше, а потому голливудские ленты становятся более предпочтительными для похода в кинотеатр. Это понимают, кажется, все. Доказательством служит тот факт, что Министерство культуры сдвинуло выход фильма «Мстители: Финал» с 25 на 29 апреля с целью сделать флагманским релизом уикенда кинокартину Романа Прыгунова «Миллиард», в отсутствие явных конкурентов заработавшую почти 118 миллионов рублей за первые три дня. К слову, представители крупных киносетей («Формула кино», «Синема Парк», «КАРО» и других) обращались в министерство с просьбой разрешить выпуск «Мстителей» раньше отмеченного в прокатном удостоверении срока, так как беспокоились за кассовые сборы уикенда 25-28 апреля. В борьбе с западным кино за внимание зрителей русский кинематограф поменял расстановку сил и сделал акцент на любимых аудиторией актёрах.

Кадр из картины «Ирония судьбы: продолжение», с выходом которой впервые заговорили об актёрах, переходящих из фильма в фильм. Источник: kinopoisk.ru

Любовь зрителей

«Пойти на любимого артиста» — формулировка, применимая как к театру, так и к кино. В этом наш кинематограф выигрывает: местных актёров знают больше, чем условного Райана Гослинга. Благодаря тому, что артисты, помимо непосредственно съёмок в кино, участвуют в различных телешоу, снимаются в рекламе, активно ведут социальные сети, происходит наращивание аудитории разного возраста, а соответственно рост популярности. Разумеется, есть и обратная сторона. Так, например, некоторое время назад в соцсетях пользователи активно обсуждали актёра Александра Петрова. Причиной стало негодование из-за того, что, по мнению рядовых зрителей, Александра стало слишком много, и к тому же он везде одинаковый. Действительно, только за 2017 и 2018 год вышло более 15 проектов с участием Петрова, а в текущем году нас ожидает ещё как минимум шесть. В одном из своих интервью сам актёр ответил, почему создаётся впечатление, что он абсолютно везде: «Я думал об этом. Самому было интересно понять, откуда берётся такое мнение. По большому счёту в начале 2018 года вышли только «Лёд» и «Гоголь», недавно сериал «Звоните ДиКаприо!». Это если речь идёт о новых проектах. Я сел и составил список. Разве это много — три новых фильма в год? Мне кажется, у других артистов выходит и по десять, просто они остаются незамеченными, а эти получились яркими, понравились. Дело же не в количестве. Хочется, чтобы каждый раз были новые роли, не похожие на другие». Для продюсеров же важно всеми доступными способами привлечь аудиторию, и, пока Александр находится на пике популярности, темп едва ли будет снижаться: как уже отмечено выше, зачастую зритель идёт не на новую картину того или иного режиссёра, а на любимого актёра.

Александр Петров. Источник: kinopoisk.ru

Тяжёлый старт

Как уже отмечалось выше, индустрия ежегодно пополняется большим числом новых лиц. Но чаще всего послужной список актёра, стремящегося к широкому экрану, начинается с работ над короткометражными проектами. В полнометражные трудно пробиться без опыта съёмок, а работа в коротком метре позволяет получить ценный опыт, а иногда ещё и засветиться в программах кинофестивалей. В любом случае, прежде чем пробоваться в масштабные проекты, начинающим артистам приходится работать над портфолио, которое можно будет показать кастинг-директору. По этой причине индустрия пополняется быстро, но обновляется медленно: новички работают на будущее, снимать нужно уже сейчас, и выбирать приходится из уже знакомых исполнителей. Помимо этого, практически у каждого мало-мальски опытного актёра есть свой агент. Личный агент актёра — это посредник между актёром и кастинг-директором или режиссёром. Подписав эксклюзивный контракт с актёрским агентом, актёр освобождает себя от обязанности заниматься своей раскруткой (пиаром), то есть ему не приходится самостоятельно искать себе кастинги в интернете и рассылать свои заявки. За него это делает агент. Поэтому вероятность получения роли у уже известного актёра выше, чем у артиста без имени. Даже не получения роли, а просто попадания на пробы.

Сергей Безруков, некогда подвергавшийся критике за чрезмерное количество ролей. Источник: kinopoisk.ru

Работа в театре

Учебный процесс профильных ВУЗов во многом заточен на будущую работу в театре. Огромное число артистов стремится к работе именно на театральных подмостках, так как там больше творческой свободы.

В кино практически всё зависит от выбора самого режиссёра, от оператора и того, как расположена камера, от того, что в итоге остаётся после монтажа, от света, дизайнера и т. д. Актёр очень ограничен в таких условиях, а театральная сцена даёт больше возможностей именно играть.

Ванесса Редгрейв

Съёмочная площадка имеет свою специфику, и театральный опыт может только вредить процессу. Поэтому при выборе исполнителей для кинопроекта чаще всего предпочтение отдаётся артистам, специализирующимся на кино или же обладающим разноплановым опытом, но уже имеющим определённый вес, а таких ввиду масштаба местной киноиндустрии не так и много. Сергей Дворцевой (режиссёр нашумевшего фильма «Айка») в интервью для портала «Искусство кино» говорил: «Плохая игра сплошь и рядом. Это бич нашего российского кино, в частности — плохая игра актёров. Артисты вроде бы хорошие, но играют фальшиво, потому что театрально. Россия — страна театра, не страна кино. И когда актёры заканчивают обучение, у них в дипломе написано „актёр театра и кино“. Но они актёры театра, они даже не знают, что в кино надо по-другому. Очень трудно переучить. Если я вижу большой театральный опыт, то я лучше возьму новичка. Камера — это же микроскоп, огромная лупа, которая видит всё в тебе. И не надо слишком театрально подавать себя, просто нужно жить перед ней».

Елизавета Боярская и Данила Козловский на сцене во время спектакля «Коварство и любовь». Источник: mdt-dodin.ru

Мнения зрителей

Не знаю, в скольких фильмах снялся Александр Петров, но у меня, если честно, скоро разовьётся нервный тик — слишком уж его много. Окей, он и в кино, и в сериалах, и в рекламе, и везде, где только не. Сколько можно-то? Уверена, что у нас полно талантливых актёров, которым просто не дают роли, потому что народ пока что предпочитает конкретно этих людей.

Анастасия, 23 года

До того, как мне задали этот вопрос, я как-то и не задумывался об этом никогда. А раз не задумывался, то, значит, не замечал. В любом случае я стараюсь воспринимать не актёра, а персонажа. Если персонаж отрицательный, то он даже выглядит как-то неприятно и он уж точно будет отличаться от героя, например, витающего в облаках. Пусть их играет один и тот же человек — главное, чтобы это делали хорошо.

Сергей, 32 года

Да, я обращала внимание, что во многих фильмах часто мелькают одни и те же актёры. Но меня это никогда не смущало: наверное, если именно Безрукова берут на роли Пушкина, Есенина и Высоцкого, то именно он наилучшим образом подходит для них. Всё-таки подбором занимаются профессионалы. По крайней мере мне хочется верить, что связи и имя не берут верх над талантом.

Елена, 27 лет

1111
Написать свой комментарий...