Sinkabout Наводим на мысли

Не первый план: закадровая часть кинопроизводства

«Политый поливальщик» — первый в мире короткометражный немой игровой фильм, снятый братьями Люмьер. Картина продолжительностью в 49 секунд увидела свет в 1895 году. По мнению кинокритика Жоржа Садуля, наряду с фильмом «Прибытие поезда» это самый популярный фильм братьев Люмьер, который благодаря наличию сценария приобрёл известность и значимость. По его словам, «успех сюжета в фильме проложил дорогу киноискусству». С тех пор кинематограф развивался с головокружительной скоростью, и сейчас, спустя более ста лет, невозможно создать качественную картину, основываясь только на сюжете. Полное впечатление складывается из огромного количества элементов, среди которых важна так называемая «техническая» часть: звуковые и визуальные эффекты, монтаж. Sinkabout — об особенностях «технической» составляющей кинопроцесса.

Визуальные эффекты

Первый «Оскар» за лучшие визуальные эффекты был вручён в 1929 году инженеру-кинотехнику Рою Померою, осуществившему комбинированные съёмки сцен воздушных боёв в фильме «Крылья». Прообразом современных спецэффектов считают первые анимационные фильмы. Началось всё с очень простых короткометражных картин, при создании которых в каждом новом кадре слегка изменялось исходное изображение. Первой дошедшей до наших дней такой работой является картина 1906 года «Юмористические выражения смешных лиц».

Первым успешным анимационным фильмом стал «Динозавр Герти», выпущенный в 1914 году. «Герти» стал первой анимационной картиной, созданной по методу ключевых кадров, когда сначала рисуются так называемые кейфреймы (начальные и конечные позиции объекта), а затем промежуточные фазы, их соединяющие. Этот метод применялся при создании почти всей классики Уолта Диснея, а с развитием компьютерной графики стал использоваться и в кинематографе. Параллельно с анимацией в кинематограф пришли миниатюры. Прорывной работой для этой области стала картина Жоржа Мельеса «Полёт на луну» 1902 года выпуска. Данный приём стал одним из самых популярных в кинематографе и неоднократно применялся в работах таких режиссёров, как Стивен Спилберг, Кристофер Нолан, Джордж Лукас.

Кадр из фильма «Полёт на луну». Источник: nme.com

В 1907 году на киносъёмках впервые использовали «matte painting» — прообраз современного хромакея. Сейчас декорации дорисовывают с помощью компьютера на стадии постпродакшна, а в начале ХХ века фон рисовали собственноручно. Данный метод широко применялся вплоть до конца 90-х, но постепенно был вытеснен цифровыми спецэффектами. К примеру, «matte painting» был использован Джеймсом Кэмероном в его культовом «Титанике».

«Matte painting» для фильма «Звёздные войны». Источник: consequenceofsound.com

В 1961 году в прокат вышла лента «Ловушка для родителей», в котором использовался всё ещё популярный приём — дублирование. Тогда для получения нужного эффекта камера фиксировалась на штативе, происходила съёмка двух дублей, но при этом камера не сдвигалась с места, а затем при монтаже полученные кадры совмещали путём наложения их друг на друга.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Источник: pinterest.ru

В конце 90-х и начале нулевых визуальные эффекты развивались крайне стремительно. Например, эффект «Bullet time» из фильма «Матрица» стал революционным и культовым. Бурное развитие привело к появлению технологии захвата движения («motion capture»). Впервые она была применена во второй части «Властелина колец» Питера Джексона: Голлум стал первым компьютерным персонажем, активно взаимодействовавшим с реальными актёрами. В 2009 году на экраны вышел «Аватар» — проект Джеймса Кэмерона, в котором впервые была применена технология «performance capture». Чтобы компьютерные персонажи на экране выглядели максимально правдоподобно, запись движения тел и лиц актёров велась одновременно с записью звука.

Звуковые эффекты

На западе существует термин «foley», означающий процесс живой записи звуковых эффектов, которые будут добавлены в фильм на этапе постпродакшна для улучшения качества звука. Специалист по записи шумовых эффектов, применяющихся для кино, — «foley artist» (в русском киносообществе данных специалистов называют шумовиками).

Оба термина названы в честь Джека Фоли — пионера записи и воссоздания шумовых эффектов. В эпоху немого кино Фоли был каскадёром студии «Universal». Когда конкуренты выпустили первый звуковой фильм, студия начала подготовку звуковой бригады, и Фоли, ранее работавший на радио, попал в неё. Его задачей было переделать немой мюзикл «Плавучий театр» в звуковой. К слову, до наших дней не сохранилось ни одной записи голоса Джека Фоли.

Джек Фоли. Источник: nowmag.com

На заре звукового кино шумовики озвучивали каждый монтажный кадр в один приём, а при ошибке переозвучивали весь кадр. Если, например, в кадре есть шаги по разным поверхностям и выпавший из кармана ключ, шумовая бригада должна вовремя бить ботинками по этим поверхностям, а когда выпадет ключ — бросить ключ перед микрофоном. Современные звукооператоры используют нелинейный метод монтажа, при котором можно акцентировать тот или иной звук, сделать его громче или тише, записать отдельно все необходимые шумы и наложить их друг на друга.

Стефан Фратичелли — саунд-дизайнер, работавший над такими фильмами, как «Сайлент Хилл», «500 дней лета», «Мой парень — псих», «Побег». В своём «Инстаграме» он делится процессом создания звуков.

Хруст ломающихся костей лучше всего воссоздаётся с помощью белокочанной капусты

Звукорежиссёр Ирина Викулина в одном из интервью о своей профессии говорила следующее:

«Звукорежиссёр — это человек, который занимается драматургией, психоакустикой. Он должен направить актёра, подсказать, как крикнуть, откуда, как открыть голос, прикрикнуть на артиста, если нужно. Если у актёра первый опыт, нужно научить его разминаться, показать, как нужно дышать. Звукорежиссёр — это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он всё должен уметь. Приходит продюсер, говорит: «Завтра сдаём». За ним приходит режиссёр, говорит: «Я хочу переписать шаги». Шумовика не вызовешь, тогда идёшь сам, записываешь. Или: «А тут слова не хватает». Если мужская реплика, то ставишь перед микрофоном мужчину-звукорежиссёра, если женская — то сама. Ещё давно в кино поняли, что звук, который записывается во время съёмки, получается очень блёклым и заглушается лишними шумами. Полученную картинку приходится переозвучивать. Раньше это делали с помощью живых звуков, но теперь, благодаря развитию качественных фонотек, вживую озвучивают всё меньше и меньше. Например, в США услуга «foley artist» стоит довольно дорого. Поэтому сейчас всё больше используют библиотеки звуков. Однако такие штуки, как шаги или, например, шуршание одежды, всё же удобнее записывать по старинке. Шаги — это вообще наша основная задача. Так как они попадаются довольно часто в фильмах и сериалах, намного легче записать их, не подстраивая звук из фонотеки, а с одного или двух дублей всё сделать вживую».

Ирина Викулина за работой в студии. Источник: tvkinorafio.ru

Монтаж

В киноведческом сообществе распространено мнение, что киномонтаж — единственный вид искусства, появившийся за последние сто лет. Сам кинематограф данной идеей отрицается по причине того, что оно является синтезом всего, чем человечество восхищалось до него в других видах искусства. От профессионализма специалиста по монтажу зависит качество конечного результата, так как из всей массы видеоматериала (а это не один десяток часов) нужно выбрать итоговые полтора-два.

Во времена «плёночного кино» процесс монтажа был крайне трудоёмким по причине того, что работать приходилось с оригинальными негативами. Плёнка не единожды разрезалась на фрагменты и склеивалась обратно, что приводило к её порче. Позже технологии позволили создавать специальные копии — «позитивы». При этом работа велась исключительно над формированием общей формы киноленты и последовательностью кадров. Если режиссёра не устраивал полученный результат, работа начиналась заново: плёнка вновь разрезалась, менялись местами её части и т. д. После утверждения черновой сборки составлялся список всех нужных разрезов и склеек видеоматериала. Далее, опираясь на свои заметки, монтажёр создавал точно такой же вариант ленты, но уже в негативе, далее именно с этого варианта производи высококачественные совмещённые интерпозитивы — изображение с перезаписанной звуковой дорожкой и наложенными титрами. После этого уже запускалось производство прокатных фильмокопий или DVD.

Процесс монтажа фильма, снятого на плёнку. Источник: hazlitt.net

Свою работу режиссёры монтажа начинают ещё до старта съёмок: специалист изучает сценарий и общую концепцию будущего фильма. Для более чёткого понимания возможных вариантов итогового монтажа той или иной сцены монтажёры часто присутствуют на съёмках и зачастую монтируют материал в тот же съёмочный день. Раньше также требовалось укладывать важнейшие сцены в 10-15 минут, так как старые кинопроекторы не позволяли использовать катушки большей продолжительности. Из-за грубого перехода между сценами при переходе между катушками, из кинокартин часто пропадали некоторые кадры и диалоги.

Восхищаюсь монтажёрами, работавшими с плёнкой: мне кажется, я бы сошёл с ума в этом кружке кройки и шитья

Монтажёр-фрилансер Кирилл Моргунов о профессии:

«Для меня монтаж — это работа, творчество и медитация одновременно. Если материал приходит мне с абстрактным ТЗ, то я могу часами пробовать разные варианты и приёмы: от «Jump Cut» (монтажный приём, часто применяемый в монтаже интервью, позволяющий фильму совершить резкий прыжок во времени) и эффекта Кулешова (появление нового смысла от сопоставления двух последовательных кадров) до каких-то собственных идей. Восхищаюсь монтажёрами, работавшими с плёнкой: мне кажется, я бы сошёл с ума в этом кружке кройки и шитья. Сейчас всё гораздо проще: материал отправляют по интернету, и тебе нужно просто освоить пару программ для работы с ним. А, ну ещё обладать чувством прекрасного, конечно».

696
Написать свой комментарий...