Sinkabout Наводим на мысли

5 недооценённых фильмов о выдуманных музыкальных группах

Недавно американское онлайн-издание «Pitchfork» опубликовало статью, в которой поделилось пятью кинокартинами о вымышленных музыкальных группах. Авторы считают, что представленные ленты не получили должного внимания публики. Sinkabout публикует перевод этого материала и мнения рядовых зрителей.

Оглушительный успех фильма «Звезда родилась» («A Star Is Born») не только перезапустил карьеру Леди Гаги, но и запустил волну фильмов о вымышленных музыкантах. За последнее время их вышло столько, что кажется, будто из них можно было бы составить программу целого фестиваля. Вероятно, вы слышали о картине «Её запах» («Her Smell»), где звезда сериала «Рассказ служанки» Элизабет Мосс в роли панк-звезды Бекки пытается вернуть себе вдохновение, которое когда-то привело её рок-группу к успеху. Или о фильме «Вокс Люкс» («Vox Lux»), в котором героиня оскароносной Натали Портман играет популярнейшую певицу, диву, напоминающую о «Чёрном лебеде». Или о «За мечтой» («Teen Spirit»), рассказывающем о девушке по имени Вайолет, с детства мечтающей об известности и готовящейся ко всенародному конкурсу, чтобы её получить. Даже «Богемскую рапсодию» («Bohemian Rhapsody») можно считать лентой о не существовавшем артисте, если учесть, как создатели изобразили Фредди Меркьюри.

«Битое стекло» («Breaking Glass», 1980 год, Великобритания)

Звёздный час авангардной английской певицы Хейзел О’Коннор, исполнившей в картине главную роль и вошедшей в топ-10 британского чарта с одноимённым саундтреком. «Битое стекло» — фильм, рассказывающий о стремлении достичь музыкального Олимпа, и в данной подборке он наиболее близок к классической сюжетной линии о взлёте и падении. Однако это не история искупления, а музыкальная трагедия, напоминающая «Красные башмачки» («The Red Shoes», 1948 год, Великобритания). Уже 40 лет назад музыкальная индустрия была жестока: взятки, жёсткая цензура, харассмент, контроль романтических отношений артистов. В конечном итоге героиня проигрывает в борьбе с этим психологическим давлением. Сродни недавно вышедшему «Вокс Люкс», где песни Сии преподносятся как звук 1999 года (года, когда на самом деле исполнительница была едва известна за пределами джазовых клубов), «Битое стекло» наделяет своего протагониста, не вписывающегося в стандартные представления о суперзвёздах, популярностью уровня Дэвида Боуи. В сочетании с музыкальным сопровождением авторства О’Коннор, являющейся одной из самых недооценённых артисток новой волны, история становится чем-то другим: это фильм не о потере славы, а о том, как индустрия теряет артиста.

Мне не понравился «Звезда родилась»: банальная история, и, простите, кривляния Гаги мне сложно считать актёрской игрой. Если бы от моего мнения зависело решение, какой фильм переснимать, то я бы однозначно выбрал «Битое стекло». Да, истории синонимичны. Но в этом случае всё как-то более тонко, прочувствованно и потому трагично. Я бы, наверное, даже не ремейк выбрал, а какую-то реставрацию. В этом кино всё круто, но хочется картинки посовременнее.

Алексей, 27 лет

«Звёздная болезнь» («Starstruck», 1982 год, Австралия)

Австралийская комедия, перевыпущенная несколько лет назад (и отмеченная авторитетным интернет-изданием «The Ringer»), демонстрирует зрителю поп-культуру в максимально гротескной манере. Как и многие молодые мечтатели, юная работница паба Джеки и её двоюродный брат Ангус хотят добиться успеха в музыкальном бизнесе — прежде всего потому, что деньги могут помочь спасти заведение, принадлежащее их семье. Но в отличие от большинства, они решаются попробовать, и в итоге Джеки, облачённая в блестящий плащ, красные бабушкины ботинки (многие критики считают это отсылкой к уже упомянутой кинокартине «Красные башмачки») и искусственный бюст, ходит по канату на небоскрёбе, а после залпов фейерверков устраивает драматические падения. Такой путь к славе кажется смешным, даже если вырвать его из контекста. Режиссёр Джиллиан Армстронг (номинантка Каннского кинофестиваля) плотно работала над картиной с исполнителями главных ролей: Джо Кеннеди (Джеки) и Россом О'Донованом (Ангус). Благодаря работе этого трио картину до сих пор считают «абсолютным музыкальным фарсом».

Вы смотрели «Экстаз» Гаспара Ноэ? Так вот это примерно то же самое, только не так абстрактно, но карикатурно смешно и про сцену.

Диана, 32 года

«Бандитки» («Bandits», 1997 год, Германия)

Фильм режиссёра Кати Фон Гарнье, наиболее известной благодаря роли в ТВ-фильме «Ангелы с железными зубами» («Iron Jawed Angels»), принёсшей ей «Золотой Глобус». История трёх заключённых женской тюрьмы — Луны, Ангел и Марии. Они мечтают создать рок-группу, но их планы осуществляются только тогда, когда в заключение попадает профессиональный музыкант Эмма. Девушки называют свою группу «Бандитки». Участницы группы должны выступить на полицейском балу, однако, не выдержав издёвок конвоира, бегут. После побега они оказываются в сложном положении: с одной стороны, их преследует полиция, и единственный шанс спастись — уплыть на корабле в Южную Америку, с другой — они становятся безумно популярны, и лейблы готовы платить большие деньги за право совместной работы. При всех намёках на фильм Ридли Скотта «Тельма и Луиза» («Thelma & Louise») по ходу повествования лента углубляется в менее изученные кинематографом темы: например, рассматривает музыку в качестве способа выражения подавленных чувств и способа борьбы за психическое здоровье. Также речь идёт о духе товарищества, но здесь это не дружба, а общий нигилизм.

Не знаю, как режиссёр умудрилась это совместить, но фильм одновременно тягучий и нервный. Похожее описание я бы дала «Ведьме» 2015 года, но это совсем другое. Там «нервный» — это «напряжённый», а в «Бандитках» это скорее о характерах героинь. Ещё, по-моему, концовка не очень оправдана: создалось впечатление, что создатели хотели добавить очевидной драмы в и без того довольно драматичную историю.

Екатерина, 25 лет

«Линда, Линда, Линда» («Linda, Linda, Linda», 2005 год, Япония)

«Линда, Линда, Линда» — название знаменитого сингла легендарной японской рок-группы «The Blue Hearts», на который главные героини, играющие в школьной группе, решают сделать кавер-версию для музыкального праздника. Подготовка проходит не так гладко, как могла бы: всего за три дня до праздника группа почти распадается. Виной тому — сломанный палец и несдержанный характер. Отчаявшись найти выход из положения, Кей, Киоко и Нозоми встречают корейскую девушку Сон и уговаривают её стать солисткой. Зачастую подростковое кино несколько утрированно, чтобы быть более наглядным. «Линда, Линда, Линда» — не исключение. В этом фильме репетициям отводится столько же времени, сколько и телефонным ссорам, но в каждом кадре есть необъяснимое ощущение счастья.

Если бы мне нужно было уложить своё мнение в два слова, то оно было бы таким: «очень задорно». Вообще, я не любительница подросткового кино: чаще всего это романтические комедии, и они такие сладкие, что у меня зубы сводит при просмотре. А ещё они нелепые. Но что с меня взять? Я давно не их целевая аудитория. В случае с «Линдой» не так: всё очень бодренько, забавно и не так коряво, как почти во всех фильмах для подростков.

Елена, 33 года

«Мы — лучшие!» («We Are The Best!», 2013 год, Швеция)

Ещё один фильм о подростковых рокерах, снятый Лукасом Мудиссоном и основанный на графическом романе его супруги Коко Never. Как и группа в «Линда, Линда, Линда», группа состоит из нескольких друзей из средней школы, правда живут они в другую эпоху (события фильма происходят в 1982 году). Но в этом случае группа держится исключительно на энтузиазме её участников: ребята не просто не умеют играть на музыкальных инструментах, у них их даже нет. В данной картине героини всегда оказываются против мужчин: мужчины в группах, мужчины в школе, мужчины в семье, и все они в какой-то степени насмешливые. Героини проецируют это на своей музыке, превращая её в подростковый бунт против всего, что происходит.

Хоть при просмотре я и испытывал пару раз испанский стыд, мне в целом понравилось. Иногда каждому из нас нужно напомнить себе о такой банальной, но такой важной вещи, как движение за мечтой. Но ещё есть вариант, что мне понравилось из-за любви к шведскому языку.

Александр, 29 лет

670
Написать свой комментарий...