Sinkabout Наводим на мысли

5 минут славы: звёзды одного хита

Каждый музыкант мечтает записать хит. Его можно смело считать мерилом успеха, но одновременно с этим есть угроза стать заложником своей самой популярной песни. Участь незавидная: в конечном счёте вся последующая карьера артиста воспринимается как попытка либо переплюнуть тот единственный трек, либо наоборот уйти в кардинально другую сторону. Ряды исполнителей, получивших клеймо «One-hit wonder», ежегодно пополняются новыми именами. Sinkabout вспоминает несколько ярких примеров.

Термин

Сложно сказать с уверенностью, кто был первым артистом одного хита. Обусловлено это тем, что музыкант может выстрелить на одном локальном рынке единожды, но при этом на протяжении долгого времени достигать больших успехов в других странах. Яркий пример — культовая британская поп-группа «Spice Girls». Дебютный сингл «Wannabe» в течение месяца возглавлял главный американский чарт «Billboard Hot 100». Все последующие работы коллектива не имели сопоставимого успеха на территории Штатов, однако были популярны в Европе и в родной для группы Великобритании.

Термин «артист одного хита» впервые появился в СМИ в 1977 году — его применил журналист канадского издания «Winnipeg Free Press» в статье, посвящённой успехам шведской группы «ABBA». Если же опираться на данные онлайн-словаря «Phrases.org», то данное определение использовалось задолго до публикации статьи. В России не так пристально, как на западе, следят за музыкальными чартами, поэтому может показаться, что «One-hit wonder» и «играет из каждого утюга» — понятия, очевидно, связанные между собой. Если же говорить о Соединённых Штатах, являющихся крупнейшим музыкальным рынком, то понимание базового термина «хит» несколько отличается. Чарт «Billboard Hot 100» имеет весомый авторитет, и даже если песня его не возглавила, то высокая позиция в нём добавляет песне статуса. Поэтому там хитами называют все песни, разместившиеся в этом списке на первых 40 позициях. Все остальные песни — просто популярные композиции. Возможен и другой сценарий развития событий: трек не попадает в заветный топ-40, но при этом широко используется в культуре (в рекламе, кино и так далее), таким образом набирая популярность, а не через радио и продажи. Так произошло с легендарной песней дуэта «The White Stripes» «Seven Nation Army». Композиция заняла лишь 76 позицию в главном хит-параде США, при этом часто использовалась в разного рода проектах: диапазон от игр серии «Guitar Hero» до чемпионата мира по футболу. Благодаря этому трек стал одним из самых узнаваемых в истории рок-музыки, а Джек и Меган Уайт получили нетленку и ярлык «группы одного хита».

«Los Del Rio» — «Macarena»

Как отмечалось выше, музыкант может попасть в плен собственного хит-сингла. Эти слова отлично иллюстрирует дуэт «Los Del Rio». Кажется, практически любой сможет напеть «Macarena», но не каждый вспомнит артистов, её исполнивших. Песня испанского дуэта была записана в 1992 году и выпущена в 1993 году. Композиция достигла значительных успехов в Испании, Колумбии, Мексике и Пуэрто-Рико. Данные страны были популярными туристическими направлениями у европейцев и американцев, из-за чего со временем трек вышел далеко за пределы местных рынков. Позже композиция превратилась из локального хита в шлягер мирового масштаба. Широкую известность приобрёл и одноимённый танец, исполненный в клипе на композицию.

После оглушительного успеха коллектив придерживался заведомо проигрышной тактики: все последующие работы сочинялись будто бы с оглядкой на ту самую песню. О сходстве говорят даже названия синглов: среди них есть, например, «Macarena Christmas» и «Macarena (The Art of Sound Group Mix)». Подобный подход крайне редко срабатывает, и случай шотландского диджея Кельвина Харриса, чьи одинаковые EDM-треки из раза в раз становятся популярными во всём мире, стоит считать исключением, подтверждающим правило.

В 2017 году журнал «Billboard» включил «Macarena» в список главных летних песен всех времён, а портал «BuzzFeed» назвал её одной из лучших танцевальных композиций 90-х.

Карли Рэй Джепсен — «Call Me Maybe»

К своему хиту канадская исполнительница шла планомерно. После долгих лет занятий музыкой, чтобы привлечь внимание зрителей и лейблов к своему творчеству, девушка в 2007 году приняла участие в 5 сезоне шоу талантов «Canadian Idol», где заняла третье место. Проект принёс желаемые плоды, и певица заключает контракт с лейблами «MapleMusic» и «Fontana North», с помощью которых выпускает свой дебютный альбом «Tug Of War». Альбом был выполнен в жанре фолк, и, по признанию Карли, «Call Me Maybe» изначально была выполнена в той же стилистике, но в процессе работы приобрела поп-звучание. Уже тогда, в 2012 году, огромное влияние имели социальные сети. Именно им Джепсен во многом обязана успеху своей песни. Однажды, будучи в Канаде, Джастин Бибер услышал «Call Me Maybe» по радио, о чём поделился со своими подписчиками в «Twitter». Написал он следующее: «Возможно, самая цепляющая песня из всех, что я когда-либо слышал». Этого оказалось достаточно для того, чтобы огромная аудитория обратила внимание на канадскую артистку, и для контракта с гигантом музыкальной индустрии — лейблом «Interscope Records». Последний обеспечил масштабное продвижение, в результате которого на данный момент трек был продан в количестве примерно 20 миллионов копий.

Некоторые из следующих релизов Джепсен имели успех, но не такой масштабный, как их предшественник. И девушка сменила курс. Она прекратила попытки взобраться на верхушки чартов и начала играть по правилам инди-музыки. Её последний альбом «Dedicated», увидевший свет 17 мая этого года, — это по-прежнему танцевальная поп-музыка. Но теперь она лирически и структурно специально сделана так, чтобы идти вразрез с трендами стриминговых сервисов. Сместив акцент с продаж на качество, Карли только выиграла: её работы нравятся критикам и рядовым слушателям. При этом её аудитория также качественно меняется, и вместо тех, кто предпочитает ненавязчивую музыку для фона, к ней приходят люди, доверяющие мнениям изданий а-ля «Pitchfork» и «The Guardian».

К счастью, Джепсен всё ещё придерживается своего стиля и верит в настоящую любовь. То, как она выросла со времён «Call Me Maybe», делает её последние работы настоящим мастер-классом на тему того, каким может быть поп-альбом в 2019 году.

AllMusic

Натали — «Ветер с моря дул» и «О, Боже, какой мужчина!»

Натали — удивительная певица как минимум потому, что, имея в арсенале два стопроцентных хита, она всё равно остаётся в категории «One-hit wonder». Звёздный час исполнительницы наступил в 1997 году, когда вышла песня «Ветер с моря дул», на долгие 16 лет ставшая визитной карточкой артистки. В 2013 году звёздный час наступил вновь: состоялся релиз композиции «О, Боже, какой мужчина!». Это возвращение можно рассматривать как одно из самых впечатляющих на российской сцене. Можно взглянуть иначе: два шлягера приходятся на 10 студийных альбомов артистки. Из-за этого может показаться, что система дала сбой и получившиеся хиты — случайность. К тому же между популярными композициями слишком большой перерыв: с «Ветром» Натали ассоциируется у более взрослой аудитории. Основная масса пользователей музыкальных сервисов — это люди, для которых 1997-ой вполне может оказаться годом рождения, и потому для них ассоциацией первого ряда становится «О, Боже, какой мужчина!». К слову, песня была использована режиссёром Андреем Звягинцевым в фильме «Левиафан». По словам Звягинцева, он старался подбирать для фильма песни, которые звучат в каждом ресторанчике и составляют нашу звуковую среду.

1036
Написать свой комментарий...